Любители судостроения (не обязательно членов яхт-клуба), чья основная профессия и род занятия, которых могут быть далеко от судостроения и эксплуатации малых судов. Яхт-клуб, учреждение, служащее местом стоянки спортивно-прогулочных парусных судов.
Парусники из дерева

Однако, чтобы судно было построено правильно ему необходимо иметь, минимальный багаж специальных знаний, знать терминологию и правила, которые помогут при строительстве и эксплуатации
Различаются следующие основные типы яхт:
1) тендер — одномачтовая яхта;
2) шхуна—двухмачтовая яхта. с мачтами примерно одинаковой высоты,
3) двухмачтовая яхта, у которой задняя мачта (бизань) значительно короче передней (разновидностью, у которого бизань-мачта отнесена ближе к носу);
4) шлюп -разновидность тендера с более легким вооружением и высокими парусами;
5) бот—открытая или полупалубная небольшая яхта, которой может управлять один человек.
Яхта
Яхта, судно специальной конструкции для прогулок и спортивных целей. По роду двигателя разделяются:
- на яхты с механическим двигателем (моторные) и
- парусные.
Первые отличаются от других судов изящными формами, комфортом и удобством помещений, вторые помимо этого некоторыми особенностями конструкции, связанными с их назначением быть прогулочными или спортивными судами.
Прогулочные яхты, приспособлены для длительного пребывания на них и имеют относительно меньшую парусность. Спортивные отличаются большим совершенством обводов и относительно большой парусностью. На случай штиля (безветрие) яхты снабжаются иногда небольшими моторами (стационарными или подвесными).
Основными маневренными качествами являются поворотливость и скорость. Последняя достигается большой парусностью, что влечет повышенные требования к остойчивости. Остойчивость яхт достигается понижением центра тяжести их при помощи килей.
Киль
Киль, нижняя продольная прочная (брусковая или собранная из листов стали) связь судна, проходящая б. ч. по середины днища. Служит для придания прочности корпусу судна и для присоединения днищевого набора и обшивки. Киль, ставящийся на местах перехода днища в борт, применяются для успокоения бортовой качки. Фальшкиль—планка, служащая для предупреждения повреждений наружной части деревянного киля.
Паруса и парусное вооружение
Паруса и парусное вооружение, основные части оснастки парусного судна. Паруса шьются из полотнищ парусины, в ответственных местах в два слоя (по периметру паруса). Парусное вооружение 3-мачтового корабля:
1—брам-кливер;
2—кливер;
3—фор-стеньги-стаксель;
4—фор-марса-лисель;
5—фор-брам-лисель;
6—фок;
7—фор-марсель;
8—фор-брамсель;
9—фор-бом- брамсель;
10—грот-стеньги-стаксель;
11—грот-брам-стеньги-стакеель;
12—грот-бом-брам-стснь-ги-стаксель;
13—грот;
14—грот-марсель;
15—грот-брамсель;
16 — грот-бом-брамсель;
17—крюйс-стеньги-стакссль;
18 — крюйс-брам-стеньги-стак-сель;
19 — крюйсель;
20 — крюйс-марсель;
21 —нрюйс-брамсель;
22 — крюйс-бом-брамсель;
23—крюйс-топсель (бизань).
Имеют форму:
- трапеций (прямые),
- неправильных четырехугольников и
- треугольников (косые).
Совокупность парусов составляет парусность судна, которая воспринимает давление ветра. Парусное вооружение состоит из:
- рангоута (твердых опор),
- такелажа (снастей):
- стоячего (для укрепления частей рангоута) и
- бегучего (для управления парусами и передвижения частей рангоута),
- и самих парусов.
- Парусное вооружение судов различают по количеству мачт и типу вооружения каждой мачты.
Основные типы парусного вооружения мачты:
- полное (все паруса прямые),
- гафельное (все паруса косые) и
- марсельное (нижний парус косой, верхние—прямые).
При 3—7 мачтах парусное вооружение судов бывает:
- полное на всех мачтах (3—5-мачтовый корабль),
- гафельное на всех мачтах (3—7-мачтовая гафельная шхуна),
- прямое на всех мачтах, кроме задней (3—5-мачтовый барк),
- гафельное на 2 задних мачтах (3-мачтовая шхуна—барк),
- гафельное на всех мачтах, кроме передней, с марсельным вооружением (3-мачтовая марсельная шхуна).
- Основные типы парусного вооруясе-ния 2-мачтовых судов: полное (бриг) и гафельное (бригантина).
Рангоут (см.) состоит из собственно мачты и ее продолжений—стеньги, брам-стеньги, из носовых частей — бугшприта и утлегаря, из реев, гафелей и гиков, служащих для крепления парусов. Части мачт крепятся друг к другу эзель-гофтами (обухами) и салингами (крестовинами), на последних устанавливаются марсы (площадки). Для подкрепления и обслуживания парусного вооружения служит такелаж.
Терминология парусного вооружения отличается большой громоздкостью, т. к. каждый термин состоит из частей, указывающих на принадлежность к определенной мачте (фор, грот, мидель, крюйс, бизань), положение на мачте по высоте (стень, марс, брам и т. д.) и характер детали. Части термина располагаются в определенном порядке.
Парусина
Парусина, грубая ткань простейшего полотняного переплетения (шириной 68—106 см из льняной или очесочной пряней сухого и мокрого прядения). Основа 5—7 метрич. нумерации, уток 3—6. Плотность по основе от 80 до 130 ниток на 50 мм, по утку—от 48 до 60. Парусина, приготовленная из очесочной пряжи, иногда подвергается стрижке для сообщения ткани большой гладкости. Парусина идет для приготовления палаток, брезентов, парусов. Парусина морская подвергается химической пропитке для водоупорности.
Парусный спорт
Парусный спорт, плавание на парусных речных или морских судах со спортивными целями. Парусный спорт культивируется в разнообразных формах: простое любительское плавание—прогулки, — продолжительные путешествия, скоростные гонки и т. д. Б зависимости от назначения и величины парусные спортивные суда бывают различных типов:
- байдарки,
- гиги,
- яхты.
Байдарки—легкие, узкие суда, с малой осадкой, рассчитаны па 1—2 чел., могут передвигаться и на веслах. Гиги несколько шире байдарок, труднее передвигаются на веслах. Оба эти типа судов предназначены для плавания по рекам и озерам, т. к. отличаются малой устойчивостью. Одним из типов парусных спортивных яхт является швертбот; он более устойчив, чем предыдущие суда; рассчитан обычно на 4—6 чел.
Другую категорию парусных спортивных яхт составляют килевые яхты, подразделяющиеся по конструкции киля на 3 основные группы:
1)т.н. «международники»—суда, имеющие в поперечном сечении форму, близкую к равностороннему треугольнику, с почти вертикальными бортами;
2) суда плавниковые («американцы»)—с фин килем, имеющие выходящие из плоскодонного корпуса плавники;
3) суда с бульб килями, т. е. с металлическими плоскими плавниками, к которым прикреплена металлическая болванка в виде сигары.
Парусные яхты, предназначаемые для скоростных соревнований, делаются более узкими, с острыми обводами; наоборот, яхты крейсерские, для длительных плаваний, строятся более широкими. По числу парусов спортивные яхты подразделяют на следующие типы:
- кэт—одномачтовые суда без передних пару-сов;
- шлюпы—имеют передние паруса ;
- тендеры — имеют большое число отдельных парусов;
- шхуны —двух- и трехмачтовые суда.
скоростные соревнования по Парусному спорту бывают:
1) классные—на судах одного типа (байдарки, гребно-парусные шлюпки, речные и морские швертботы и пр.);
2) с пересадкой рулевых (ру-довые проходят дистанцию на всех судах, при-нимающих участие в состязании, по очереди);
3) специальные—для экспериментальных судов.
Исключительно здоровая обстановка занятий Парусного спорта, неизбежные при длительном плавании различные испытания в борьбе со стихией укрепляют и закаляют здоровье спортсменов, занимающихся Парусным спортом развивают у них волевые Качества и привычку к воде. Все это делает Парусный спорт особо ценным средством физической подготовки молодых кадров для морского флота Союза ССР.
Лодки надувные
Лодки надувные, одно из средств переправы войск через водные препятствия. В РККА приняты на вооружение два образца:
1) образец с оболочкой из многослойной прорезиненной материи; собирается и надувается двумя бойцами в 5 мин. Грузоподъемность—до 720 кг. Длина лодки—3,2 м, ширина—1,25 м. Служит для переправы разведчиков (5 бойцов пехоты или 4 бойца и 1 станковый пулемет) и для работ при переправе через реку.
2) Образец с такой же оболочкой, но большего размера. Надувается через 4 вентиля ножными мехами.
Снаряжение с надуванием лодки производится 8—10 саперами в 7—8 мин. Грузоподъемность—до 3,5 т . Длина лодки—м, ширина — 2,3 м. Эта лодка служит для переправы пехоты со своим оружием (20 —26 бойцов). На этих же лодках составляются паромы и мосты, по которым могут переправляться даже танки и самоходная артиллерия весом до 8 т.