Борк

от | Окт 25, 2025 | Атеизм | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 2 минут(ы)

Борк (Burke), Эдмунд (1728—97), англ. парламентский деятель и политический писатель.

Борк

Борк

Был наиболее ярки м выразителем идеологии землевладельческой олигархии, составлявшей главную силу партии вигов. Выдвигая на первый план интересы англ. торговли, Борк полагал, что управлять Англией может только аристократия крупных землевладельцев. Отстаивал всемогущество аристократического парламента против попыток Георга I I I и его двора активно руководить политикой («Мысли о причинах теперешнего недовольства», 1770). Нападал на политику министерства «королевских друзей» в америк. вопросе, отстаивая право колоний на самостоятельность. Стремился передать управление Ост-Индской компаний в руки парламента; в связи с этим возбудил преследование против наиболее яркого из деятелей компании, жадного и жестокого Уоррена Гастингса.

Борк смотрел с недоверием на рост буржуазной политической идеологии во Франции и обрушился на идеи Великой франц. революции («Размышления о Франц. революции», 1790); Борка раздражало нарушение прав крупного землевладения во Франции и страшила мысль о возможности такого же разрыва между землевладельцами и буржуазией в Англии. Старый порядок во Франции представлялся Борку крепким и здоровым, в революции он видел торжество беспочвенных абстрактных учений и кровожадной черни. Его книга имела необыкновенный успех: в первый же год было распродано 1000 изданий. Она стала евангелием европейской реакции. Георг I I I был в восторге, Екатерина II прислала ему поздравление. С другой стороны, появилась целая литература протестов и возражений. Борк проповедывал крестовый поход против революционной Франции и идейно подготовил объявление войны в 1793.

Его последним памфлетом были «Письма о цареубийственном мире» (1796), вызванные нежеланием министерства Питта (см.) продолжать войну. Социологические идеи Борка, развитые им гл. образом в «Размышлениях о Французской революции», были усвоены теоретиком европейской реакции, а потом исторической школой права в Германии. Основная мысль заключается в том, что общество развивается из корней прошлого и стоит на фундаменте этого прошлого; последнее предопределяет и будущее, ограничивал как политическое, так и социальное творчество отдельных людей; в силу этого общество является не механическим соединением индивидов, обладающих равными правами, а представляет собой сложную систему взаимоотношений различных общественных групп, классов, сословий, являющихся органическим результатом прошлого развития. Борк  указывает, что сохранение старого при постоянных изменениях есть общий закон всякого живого организма, состоящего из преходящих и постоянно обновляющихся

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии