Церковные государства, возникли в эпох у феодализма (см. Теократгья) и кроме воскрешенного итальянскими фашистами папского государства (см. Папство) погибли еще в эпох у буржуазных революций (см. Церковная область).

Церковные государства
Церковные государства были наиболее реакционными государствами в Европе , дольше всех удерживавшими в своем устройстве пережитки феодализма . Кроме папского наиболее известными в Европе Ц. г . были: Кёльнское , Майнцское, Лютихское, Мюнстерское и др. В средние века их было несколько сотен. В виде та к наз. «духовных курфюрств» эти государства до Великой французской революции и наполеоновских войн играли видную роль в структуре так называемой «Священной римской империи германской нации», т. е. в дореформенной Германской империи.
Церковный суд
Церковный суд, встречается с первых времен христианства, но окончательно оформился со времени образования клир а и епископата . Первоначально сосредоточивался в руках епископов и соборов; впоследствии, с образованием патриаршества и папской власти, выделились и некоторые специальные должностные лица и учреждения . Церковный суд достиг наибольшего значения в период феодализма, когда его ведению подлежали не только чисто религиозные дела Целые группы населения (напр. церковные люди) ведались исключительно им. В области брачного права его юрисдикция сохранилась по ряду вопросов (напр. о заключении и расторжении браков) и во многих современных буржуазных государствах (см. Цурковное право).
В истории процессуального права церковный суд оказал сильное влияние на развитие уголовного процесса в государстве эпохи феодализма. Именно в церковном суде выработались формы крайне сурового, исполненного пренебрежения к личности преступника инквизиционного процесса с его пытками и жестокими наказаниями, господствовавшего в судопроизводстве до конца 18 в., а во многих европейских странах и до середины 19 в. Последовательными этапами развития этого процесса были: аккузация (accusatio), денунцнация (denuntiatio) и наконец инквизиция в чистой форме. Первая форма процесса, отводившая видную роль частному обвинителю, была взят а церковниками из римского права .
Развивавшаяся на ее основе денунциация представляла собой систему доносов и обличений, установившуюся первоначально в монастырях, а потом перенесенную и на мирян. В основе денунциации лежало то положение, что все верующие как братья во Христе должны следить друг за другом и доносить о поведении каждого духовному начальству на предмет обличения и исправления сначала в церкви, а потом и более «реальными» способами воздействия. Инквизиционный же процесс представлял собой уже организованную, находившуюся в ведении специальных лиц систему розыска и кар по всем враждебным церкви поступкам. Он велся тайно, и обвиняемый часто до самого приговора не знал, в чем его обвиняют. Широко практиковались пытки. Указанные формы церковного суда достигли наибольшего развития в католической церкви, но и в православной и протестантской церквах наблюдались аналогичные явления .
Система наказаний церковного суда отличалась крайним варварством. Помимо отлучения и анафемы (см.) практиковались вечное или продолжительное заключение в исключительно суровых условиях, членовредительные наказания, наконец всевозможные виды смертной казни, в большинстве случаев крайне мучительные. Из них наибольшее распространение получило сожжение на костре (см. Ауто да фе). История церковного суда—одна из самых кровавых страниц в истории человечества.


