Культ предков, одна из основных форм религии развитого родового общества; развился из анимизма (см.) в переплетении с магией и тотемизмом (см.).

Культ предков, Тотемизм, Экзогамия
Узко первобытный анимизм, вместе с представлением о смерти и загробной жизни, порождает различные формы заботы об умершем. В развитом родовом строе забота о предках-родоначальниках, в соответствии с их хозяйственной и общественной ролью при жизни, вырастает в культ.
Возникает представление, по которому только души выдающихся людей — родовой верхушки — продолжают жить после смерти, души же простых «смертных» погибают спустя определенное время. Особое внимание оказывается выдающимся родичам, предкам-героям и пр. В своем загробном существовании предки продолжают влиять на хозяйственную и общественную жизнь потомков, последние, в свою очередь, несут определенные обязанности по отношению к своим предкам.
Материальными объектами 1ульт предков становятся различные предметы, представляющие собой либо непосредственные останки умершего, части его костяка, череп, одежду, оружие и пр., либо его более или менее реальные изображения, идолы, фетиши (древне-рус. чурбан от «чур», «щур»—предок), либо, наконец, абстрагированные воплощения или места обитания души умершего:
- деревья,
- камни,
- дощечки с именами умерших (у китайцев),
- барабан (у негров),
- очаг,
- свеча
- и т. д.
Продолжая свою земную роль, предки являются преимущественно добрыми духами—покровителями и защитниками. С ними советуются, испрашивают у них благословения, имя или фетиш предка служит талисманом. Невнимание к предкам вызывает их гнев и месть. Отсюда—
- жертва,
- молитва,
- оказание почести,
- поминки,
- «упокоение души» и
- пр. средства благодарения, задабривания
- и умилостивления предков.
В развитом родовом строе предки объединяются в общем культе с особым местом этого культа (роща, 465 культ жил сбор—культиваторы 466 гора, храм предков), выполнение Культа предков приурочивается к определенному времени («родительская суббота»). В параллельном процессе тотемы отдельных родов сливаются в единый тотем экономически сильнейшего рода, становящийся тотемом—предком всего племени
- медведь—в прошлом народов Вост. Сибнри,
- ворон—индейцев сев.-зап. Америки,
- волчица— римлян,
- бык—египтян
- и пр.).
Уже в распадающемся родовом обществе возникает некоторая иерархия старших и младших родовых предков. В классовом обществе Культ предков превращается в культ богов. «Своих умерших родичей должно считать богами» (Цицерон). Тотем—предок племени, — слившись с предком экономически преобладающего рода, становится богом — все отцом, предки менее значительных родов — иерархически подчиненными богами.
Местопребывание и роль младших родовых предков ограничиваются домом и домашними делами (дух очага, домовой, лары и пенаты).
Тотемизм
Тотемизм, одна из древнейших форм религии, сохранившаяся у современных отсталых народов. Основная черта Тотемизма— убеждение в сверхъестественной связи между родовой группой и к.-л. видом животных (преимущественно), растений, предметом или явлением природы; по имени этого «тотема» родовая группа обычной называется. Слово «тотем» взято и з языка алгонкинского племени оджибве (Сев. Америка), где «ot-otem»HflH «ot-o ta m» означает «его род», а также почитаемое родом живот ное; термин этот был введён в литературу в конце 18 в.
Об аналогичных верованиях у австралийцев («кобонг»—животное, считаемое родственником) сообщил впервые в 1841′ Грей. В дальнейшем Мак-Лсинан (см.) в своей работа «О почитании животных и растений» (1809—70) собрал много фактов подобного рода из всех частей света и этим привлёк внимание исследователей к новой и сложной проблеме. В 1887 Джемс Фрэзер сделал первую попытку систематизировать и теоретически осмыслить явления Тотемизма.
Крупную роль сыграли затем открытия Спонсора и Гиллена в Центр. Австралии, обнаружившие здесь сложный мир тотемических верований. В 1910 тот же Фрэзер выпустил 4-томиый тру д «Тотемгзм и экзогамия», а в 1937 дополнение к нему— «Totemica». В результате исследований зарубежных и русских этнографов можно считать доказанным чрезвычайно широкое распространение Тотемизма.
Из современных отсталых народов Тотемизм наиболее развит у австралийцев. В мощное развитой форме Тотемизма существует
- в Меланезии,
- Полинезии,
- Сев. Америке ,
- в некоторых районах Юж. Америки,
- почти по всей Африке,
- у дравидов Индии.
- Пережитки ‘Тотемизма обнаруживаются в верованиях и фольклоре многих развитых народов.
Наиболее подробно исследован Тотемизма у австралийцев . У них каждое племя делится на «тотемические группы»,носящие имя своего тотема. Напр. , племя арабана состоит из 12 таких групп:
- Гусеница ,
- Динго,
- Клинохвостый орёл,
- Ворон,
- Лягушка ,
- Кобровая змея
- и др.
Принадлежность к тотемич. группе передаётся б. ч.
- по материнской линии (более древний порядок),
- у сев.-зап. и юговост. племён—по отцовской,
- а у нек-рых центральных племён (аранда и др.) тотем человека определяется по месту его предполагаемого зачатия.
Тотемич. группы объединяются во «фратрии» (половины племени), нередко тоже носящие тотемич. имена. Как фратрии, так и тотемич. группы всегда строго экзогамны (см. Экзогамия), что составляет один из характерных признаков Тотемизма вообще. Помимо обычного родового Тотемизма, у нек-рых племён наблюдаются ещё «половой» (у всех мужчин свой тотем, у всех жоишин свой) и «индивидуальный» (отдельные лица имеют в дополнение к групповому тотему своих личных).
Тотем не является божеством: ему не поклоняются, а считают его родственником, старшим братом, отцом, другом. Одна из черт Тотемизма— запрот (табу) убивать свой тотем и употреблять ого в пищу, хотя этот запрет не везде одинаково строг. Австралиец верит , что его судьба таинственным образом связана с судьбой ого тотема.
Последний предупреждает его об опасности, оказывает ему разные услуги. Со своей стороны, люди верят, что и они могут магически воздействовать на свой тотем, напр., заставляя его размножаться. На этом основаны своеобразные «церемонии умножения» (т. н. «иптцчиума» в Центр. Австралии), во время к-рых происходит ритуальное вкушение мяса тотема, в обычных условиях запретного.
Иногда «тотемические предки» представляются в виде фантастических полу животных полу человеческих существ; мифы об этих «предках» составляют священные и тайные предания племени и периодически инсценируются в особых религиозно-магических обрядах. Материальными эмблемами тотема служат у нек-рых австралийских племён священные дощечки—«чуринги», хранимые от взоров непосвящённых в особых тайниках.
—Эти черты австралийского Тотемизма повторяются в различных вариациях у разных народов других частей света. Пережитки Тотемизма встречаются едва ли не повсеместно:
- культ животных ,
- сказки и поверья о брачных связях с животными,
- «поедание бога* (христианское причастие),
- геральдические звери и пр. Явления Тотемизма вызвали многократные попытки его объяснения.
Так, Фрэзор предложил в разное время 3 различные теории Тотемизма; Ван-Женнеп дал критич. разбор болео 40 разных теорий Тотемизма, хотя далеко но исчерпал вопроса. Некоторые на этих теорий брали за основу
- социальную сторону Тотемизма,
- другие—религиозно-психологическую;
- третьи находили экономические причины:
- тотемом рода становилось будто бы животное или растение, к-рое в изобилии водилось на данной территории.
Многие авторы рассматривали Тотемизм как своеобразное развитие анимистических верований:
- тотем—это вместилище души умершего
- или души живого человека,
- ли разновидность личного духа-покровителя.
Среди всех этих и многочисленных других теорий трудно найти такую, к-рая оправдала бы себя, но в советской литературе в наст, время намечается возможность общего решения проблемы Тотемизма в духе марксистско-ленинского учения о религии, с использованном, однако, всего ‘ценного, что сделано поэтому вопросу бурж. «наукой. Тотемизм разъясняется как своеобразная религия первобытной общины с её охотничьим бытом, со всеми внешними и внутренними противоречиями, к-рые и отражаются причудливо в тотемических верованиях.
Экзогамия
Экзогамия (греч. дословно—внебрачие), этнологический термин, обозначающий запрещение брака и половых отношений между членами одной и той же группы (территориальной или родовой). Экзогамия обычно противополагается эндогамия, т. е. такой порядок, при к-ром браки заключаются обязательно между членами данной группы (племени или касты).
Однако практически и Экзогамия и эндогамия могут существовать, относясь лишь к различным общественным группировкам (напр. эндогамия племени и Экзогамия рода). Значение Экзогамия как общественного института заключается в том, что она привела к устранению кровосмесительных отношений между ближайшими родственниками (родители—дети, родные братья и сестры).
Анализируя гипотезу эволюции семьи, предложенную Морганом, Энгельс характеризует значение Экзогамия след. образом: «Не подлежит сомнению, что племена, у которых половые отношения внутри семьи этим правилом были ограничены, должны были развиваться быстреей полнее, чем племена, у которых брак между братьями и сестрами оставался обычным явлением и законом.
А как велико было влияние этого прогресса, доказывает непосредственно им вызванное и далеко перешедшее за первоначальную цель учреждение рода, который образует основу общественного порядка большинства, если не всех, варварских народов земли и из которого мы в Греции и Риме переходим непосредственно к эпохе цивилизации» (Энгельс , Происхождение семьи, частной собственности и государства, Партиздат, М., 1932, стр. 38).
Экзогамия значительно усилила жизнеспособность первобытного общества, устранив из него борьбу за женщину как за самку и хозяйственную силу и ограничив половую конкуренцию определенными рамками. Со временем экзогамные запрещения получили специфическую психологическую окраску: брак внутри данной группы стал представляться психологически невозможным и противоестественным.
Возникший т. о. «экзогамный инстинкт» и отвращение к кровосмешению сохранились и после распадения старинных родовых связей, когда эти чувства перешли с родовичей на определенные группы родственников. Хозяйственное и сексуальное распределение женщин между родами является основой возникновения определенного комплекса человеческих чувствований.
Нарушение правил Экзогамия в первобытном обществе влекло за собой выступление общественной группы против нарушителей вплоть до их физического уничтожения; кроме того среди членов первобытного общества распространены были поверья и о сверхъестественных карах, постигавших подобных преступников (напр. поверье о наказании женщины слепотой или уродливым потомством за брак с родичем). О п


