Орфизм, древне-греческое религиозно-философское учение и мистич. братство, основанное, по преданию, певцом-философом Орфеем. Время появления Орфизма возводится к началу первого тысячелетия до хр. э., Полного развития Орфизм достигает благодаря связи с оргиастическим культом Диониса (7 в. до хр. э.).

Орфизм
Орфизм содержал в себе учение о происхождении богов и всего мироздания, учение о происхождении человека и учение о существовании души человека после его смерти. Обыкновенно Орфизм первоначалом всего считает землю, небо и ночь; из мирового ила и воды возникает крылатый дракон с человеческой, львиной и бычачьей головами, имя его «Нестареющее время» или Геракл; от брака его с «Необходимостью» рождаются эфир, хаос и мрачный Эреб, а из них возникает мировое яйцо, расколовшееся на небо и подземный мир, из которого возникает источник рождения всего, двуполый змей с множеством звериных голов, часто называвшийся Фениксом, Паном, т. е. всем, или же Эросом, т. е. любовью. Тело людей возникает из праха титанов; тело—злое начало в людях, это «темница души».
Титанов поразил молнией Зевса за растерзание отрока— бога Загрея. Зевс, проглотив сердце Загрея, возродил его в виде Диониса, частица которого есть в каждом человеке, частица эта—душа— доброе начало. Душа человека после его смерти претерпевает ряд периодич. воплощений, этим она очищается от осквернения телом. В загробной жизни человека ждут награды и наказания. Орфический культ состоял из мистерий и требовал от посвященного аскетич. образа жизни. Орфизм является формой протеста эксплуатируемых классов против гнета правящих классов и был направлен против официального культа богов.
Орфизм оказал влияние на философию Древней Греции. Ономакрит, которому приписывается одна из более старых версий Орфизма, ищет ответа но только на то, как все в мире произошло, по и на то, как все существует, как будет существовать и во что все разрешится. Орфизм приходит к учению о каком-то всеобъемлющем божестве; оно, соединяясь с материей, рождает все. Душа человека есть частица этого божества, ее оскверняет пребывание в материи— в теле. Отсюда возникает представление об оскверняющем грехе, от которого нужно очиститься. Влияние Орфизма сказывается, например, в учении Парменида о происхождении всего из эфира (света)—духовного, божественного начала—и тьмы—материального начала; над ними властвует «Необходимость». Эмпедокл под влиянием Орфизма учит о происхождении всего из любви, соединяющей в себе четыре стихии—огонь, воздух, воду и землю,—и вражды, все разъединяющей.
Платон воспринял у Орфизма учение о бессмертной душе—частице божества,—о грехе, оскверняющем душу, об очищении души переселением, о наказаниях и наградах в загробной жизни. Это учение Платона, а следовательно, и Орфизм оказали влияние на неоплатоников, а через них и на х


