«ОТЦ Ы ЦЕРКВИ» , видные церковные деятели и богословы 4—5 вв.

«ОТЦЫ ЦЕРКВИ»
К ним принадлежат:
- Афанасий Александрийский,
- Василий Великий, его брат Григорий Нисский,
- Григорий Назианзин,
- Иоанн Златоуст,
- Кирилл Александрийский,
- Иоанн Дамаскин—на Востоке;
- на Западе — Амвросий Медиоланский, Иероним,
- Августин и др.
Они были в свое время главными представителями церковной политики, закреплявшей и осуществлявшей союз церкви с императорской властью со времени Константина I. В связи с этим некоторые из них принимали активное участие в первых вселенских соборах, где оформлялся этот союз. Выполняя функции церковных представителей и защитников императорской власти и ее интересов, они вели активную борьбу против всякого рода «ересей» (ариан и др.), которые отражали собой заканчивавшийся процесс распада Римской империи с ее рабовладельческим строем и зарождение феодализма. В условиях этой борьбы за «внутри церковное единство», необходимое для поддержания и сохранения распадавшейся империи, «отцы церкви» разрабатывали и приводили в систему христианское богословие—догматику, а также культ и церковную организацию. Постепенно внутри церкви их богословские взгляды и указания стали считаться столь же авторитетными и руководящими, как и постановления вселенских соборов и далее само «священное писание».
Вместо с христианскими императорами «отцы церкви» стремились сделать христианство единой и единственной государственной религией Империи, а потому вели борьбу с тогдашними «языческими» религиями и культами, заимствуя и христианизируя одни их элементы и уничтожая другие. В этой борьбе против «язычества» они истребляли ценнейшие памятники античной культуры и подвергали беспощадным преследованиям защитников и носителей этой культуры. Так, например, по прямому наущению Кирилла Александрийского озверелая банда невежественных монахов в 415 разорвала на части и сожгла в городе Александрии «язычницу» Гипатию, философа и математика, блестяще преподававшую там неоплатоническую философию, а также математику и астрономию.
Разделение церквей
Разделение церквей (10/VI1 1054) на восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую) подготовлялось в течении нескольких столетий, начина с политического распад Римской империи в 4 в. Особенно обострились отношение при патриархе Фотии пап Никола I в второй половин 9 в. Оба стремились к господству над Болгарией, только что принявшей христианство, и яростно обвиняли друг друга в нарушении старинных обычае и обрядов, а также в неправильном учении о похождении «св. духа».
Спор о главенстве церкви осложнялся ещё более вмешательством византийских императоров. В 1043, когда норманны стали угрожать владениям Византии в Юж. Италии, папа Ле IX посвятил своего кандидата в сан архиепископа в Сицилии, нарушив этим права константинопольского патриарх Михаила Керуллария. Последний в ответ закрыл в Византи все церкви и монастыри, придерживавшиеся западного обряда. Папский легат, кардинал Гумберт, торжественно отлучил Керуллари и всех его сторонников от церкви (16/VII 1054). В свою очередь в Константинополе осудили римскую церковь.
Указанная дата считается датой окончательного распада христианской церкви на две вероисповедные организации. Попытка примирения, делавшиеся несколько раз по политическим мотивам (Лионский собор 1274; Флорентийская уния, 1439, и др.), не имел успеха. Обе церкви остались с тех пор разобщенными.


