Папство

от | Окт 26, 2025 | Атеизм | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 18 минут(ы)

Папство, высшая ступень иерархии римско-католической церкви (см. Католицизм), ее «монархический центр» (Э н г е л ь с); «как над князьями и дворянством стоял император, так над высшим и низшим духовенством стоял папа » (Энгельс , Крестьянская война в Германии, в кн.: Марк с и Энгельс , Сочинения, том VIII, стр, 121).

Папство

Папство

Папство сыграло чрезвычайно большую роль в жизни средневековой Европы не только как идеология, центр и высший авторитет церковно-богословского мировоззрения, не только как средоточие богатства и экономия, мощи феодальной церкви, но и как огромная политич. сила, объединявшая государства Зап. Европы и претендовавшая на руководящую роль по отношению к ним. «Великим интернациональным центром феодальной системы была римско-католическая церковь. Несмотря на все внутренние войны, она объединяла всю феодальную Западную Европу в одно огромное политическое целое, которое находилось в противоречии одинаково как с Греко православным, так и с магометанским миром. Она окружила феодальный строй священным ореолом божественной благодати. Свою собственную иерархию она установила но феодальному образцу» (Энгельс , Введение к англ. изд. брошюры «Развитие социализма от утопии к науке», в кн.: Марк с и Энгельс , Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 295).

Историческое значение Папства как-раз и определялось его положением главы церковной иерархии и ролью «великого интернационального центра феодальной системы». Римские епископы, возглавляя самую многочисленную и богатую общину в Римской империи и располагая, т. о., средствами оказывать материальную помощь и воздействие на остальных епископов, уже в конце 2 и начале 3 вв. претендовали на руководящую роль по отношению к ним, добивались исключительных привилегий, а в 4—5 вв. постепенно присвоили себе звание «пан» (от’греч. pappas, т.е.отец),к-рым прежде пользовались и другие епископы. Многочисленные земельные дарения папам как в Италии, так и в других частях Римской империи объединялись в целую систему феодальных поместий, управлявшихся многочисленными кадрами зависимых от папы клириков.

Папские кладовые постепенно сосредоточили в своих руках даже сбор римских государственных натуральных налогов и раздачу жалованья. Римские императоры пользовались ссудами из папской казны. Эта экономическая база способствовала удовлетворению претензий пап: с 5 в. за ними было уже официально признано право высшей апелляционной юрисдикции над всеми церковными общинами Запада. Исключительное положение римских епископов нашло отражение в предании, что они являются преемниками апостола Петра, первого римского епископа, получившего назначение от самого Христа. В эпоху падения Западной Римской империи и завоевания ее варварами римские папы сохранили и свое экономич. могущество и свой авторитет. Далее в Византии и в глазах варваров-завоевателей они олицетворяли не поблёкший еще образ «мировой империи» и «вечного города».

Во время нашествия Аттилы папа Лев I Великий (440—461) чрезвычайно укрепил этот авторитет; владычество в Италии остготов, принадлежавших к арианству, не ослабило его; после завоевания Италии византийскими войсками при Юстиниане (подготовка к этому была начата еще визитом папы Иоанна I в Константинополь к императору) этот авторитет еще более возрос; наконец, в период завоевания Италии лангобардами папы окончательно стали руководящим центром всего западного христианства и в то же время сосредоточили в своих руках и светскую власть над Римской областью (Романским дукатом, Ромаиьей). Особенно большую роль в этот период сыграл папа Григорий I Великий (590—604). Он отстоял Рим от угрозы завоевания лангобардов, откупаясь от них и их короля подношениями и субсидиями. Политические и экономические сношения Папствы с варварскими народами, к тому же в условиях крайней затрудненности сношений с Византией, привели к тому, что со времени Григория I и при его преемниках римско-католическая церковь решительно повернулась лицом к возникавшему западно-европейскому феодализму.

Со своей стороны, верхушка феодализирующихся варварских обществ охотно шла на сближение с Папством, отказываясь от арианства и принимая католицизм. Григорий I не допускал никакой церковной власти, которая могла бы умалить его роль, и успешно боролся за первенство с константинопольским патриархом. Он укрепил светскую власть и экономическую базу Папства (вотчину св. Петра), организовав управление Римской областью, так же как и своими многочисленными земельными владениями в Галлии, Далмации, Африке, Азии. Особенно важно, что Григорий I приспособил вероучение и обрядность католицизма к потребностям европейского феодального мира, к мировоззрению феодализирующихся варварских народов.

С этого времени власть папы постепенно перестает носить чисто церковный характер, что отразилось, между прочим, в том факте, что до середины 6 века все папы возводились католической церковью в «святые», а затем уже этот титул давался папам, занятым теперь по преимуществу мирскими делами, все реже и реже. В течение 7 в. Папство постепенно закрепляло свою руководящую роль на всем христианском Западе, вводило единообразную церковную обрядность и организацию, распространяло (особенно через Ирландию и Англию) систему монастырей и монашества (см.). Однако в то же время Папство оставалось в сильной зависимости от византийских императоров, к-рые продолжали смотреть на себя как на правителей всей Римской империи, преемников Константина Великого, и считали себя в праве утверждать избрание пап, низлагать их и т. д.

Конфликт между ними разразился в 8 в. в связи с иконоборством (см.) византийских императоров из Исаврийской династии. Папы искусно использовали классовую борьбу в Византии, чтобы усилить не только свое влияние на церковные дела на Востоке, но и свою независимость в Италии. Лишившись, однако, военной и политич. поддержки Византии, папы очутились непосредственно перед угрозой со стороны лангобардов, от которых откупаться становилось все труднее, и тогда они обратились к королям Франкского государства, самого мощного из молодых феодальных государств Зап. Европы. Еще папа Григорий III (731—741) просил франкского майордома Карла Мартелла защитить его от лангобардского короля Лиутпранда, обещая за это навсегда порвать с Византийской империей и пожаловать Карлу Мартеллу консульское достоинство.

Последний не решился на вмешательство в итальянские дела, но сын его, Пипин Короткий, ставший королем франков с благословения пап Захария (741—752) и Стефана И (752—757), совершил два удачных похода в Италию, в результате к-рых ему присвоено было звание патриция, и он стал как бы покровителем Папства, а папы получили в полное владение отнятые у лангобардов земли, образовав из них особое папское государство или церковную область (см.). Для подтверждения прав пап на полученную таким путем светскую власть около этого времени был изготовлен фальшивый историч. документ—Константинов дар (см.), а в середине 9 в. появилось еще целое собрание подложных документов [см. Исидоровы (или лжеисидоровы) декреталии], утверлсдавших уже и превосходство папской власти над властью светских государей Зап. Европы.

Впрочем, при сыне Пипина Короткого, Карле Великом, Папство еще не решалось предъявлять подобные претензии. Напротив, в результате трех походов Карла Великого в Италию и окончательного разгрома им королевства лангобардов, он в 800 получил от папы Льва III (795—816) титул римского императора и занял по отношению к Папству то положение, к-рое принадлежало раньше византийским императорам: всячески содействуя укреплению католич. церкви, он в то же время выступал как верховная власть над папой, целиком подчинив его себе. Лишь с распадом Франкского государства Папство вышло из-под опеки светских властей и стало заявлять свои претензии на господство над ними. Особенно большую роль сыграл папа Николай I (858—867), к-рый не только усилил централизацию церкви, добившись полной власти над всоми епископами и ослабив значенно соборов и митрополитов, но и сделал свой суд высшей апелляционной инстанцией даже для светских дел: вмешавшись в дело о разводе короля Лотаря, он на практике поставил свою власть выше королевской.

Николай I исходил из идеи о мировом центральном значении папской власти, от к-рой получают свою власть и светские государи. При Николае I углубился также и разрыв Папства с восточной византийской церковью. Однако, становясь все более независимым по отношению к крупным политическим силам средневековой Европы, Папство на деле попадало в зависимость от чисто местных сил, а именно—феодальных группировок и партий, боровшихся в Римской области: не нуждаясь более в утверждении императора, выборы пап, производившиеся в этот период клиром и «римским народом» (т. е. знатью), фактически определялись борьбой местных клик. В результате с 10 в. Папство стало игрушкой в руках феодальных графов, владевших наследственными землями на обоих берегах Тибра, владетельных епископов, аббатов и светских «адвокатов» папы и в особенности римской аристократии, называвшей себя «сенаторами», хотя сенат давно но существовал, и изображавшей из себя римский «народ».

Противоречие между ролью папства как всеевропейского религиозно-политического центра и ого зависимостью от чисто местных, провинциальных сил в конце концов привело к завоеванию Италии и установлению власти над Папством короля Германии, самого сильного в то время среди феодальных государей Европы, Отгона I, принявшего титул императора в 962. Под властью герм, императоров в 10—11 вв. Папство продолжало переживать упадок; это было время разложения всей католич. церкви, падения дисциплины и нравственности духовенства; история пап этого времени (избиравшихся по-прежнему, но утверждавшихся, а иногда и просто назначавшихся императором) представляет собой историю непрерывных преступлений, разврата, убийств. Лишь в середине 11 в. клюнийское движение [см. Клюнийская реформа (или клюнийское движение)] за обновление католич. церкви привело на папский престол ряд пап, поставивших перед собой задачу нового укрепления Папства. Крупнейшим из них был Григорий VII Гильдебранд (1073— 1085), с именем которого связан момент расцвета идейно-политической мощи папства, нашедшего свое выражение в драматической борьбе за инвеституру (см.) между папой и герм, императором Генрихом IV.

Декретом 1059, проведенным Гильдебрандом, выборы пап были изъяты из рук римского клира и народа и переданы коллегии кардиналов (см.); хотя при этом подразумевалось последующее неопределенное «одобрение» выборов императором, но по существу это было началом освобождения Папства от империи. Церковные реформы Григория VII чрезвычайно усилили Папство как руководящий центр католич. церкви (панские легаты и пр.). Григорий VII исходил из идеала феодально-теократического государства во главе с папой и светскими государями в качестве его вассалов. Он писал: «Человеческая гордыня изобрела власть королей; божественное милосердно установило власть епископов». Отсюда вытекало и требование первенства духовной папской власти перед светской. «Все народы должны лобызать ноги папы; в его власти низложение императоров». Борьба с империей за инвеституру, начатая Григорием VII, продолжалась при Урбане II (1085—99), Пасхалии И (1099—1118) и, наконец, завершилась при Каллшссте II (1119—24) заключением с императором Генрихом V в 1122 Вормского конкордата (см.), ознаменовавшего если и не полную, то, во всяком случае, частичную победу папства.

Преемники Григория VII пытались также осуществить идею приобщения, хотя бы насильственного, к католицизму мусульманского Востока и завоевания Иерусалима. Начиная с Урбана II папы возглавили крестовые походы, к-рые в сильной мере содействовали как дальнейшему росту авторитета и влияния Папства, так и увеличению его экономич. мощи, благодаря скоплению в его руках оставляемых крестоносцами под защитой церкви земель и притоку награбленных богатств с Востока. Всему этому происходившему в 11—12 вв. процессу чрезвычайного усиления Папства способствовало, с одной стороны, протекавшее параллельно (в условиях роста денежных отношений и обострения классовых противоречий) сплочение господствующего феодального класса в Европе, нашедшего в лице централизованной католич. церкви не только образец, но также организатора и идеолога этой перестройки, и, с другой,—экономическое и политическое развитие итальянских городов, к-рое все более превращало Италию в передовую страну Европы и тем давало, наконец, Папству недостававшую ему местную опору.

Правда, социально-экономич. развитие и самого Рима, наряду с другими городами, привело в 1143 к народному восстанию во главе с Арнольдом Брешианским (см.) и установлению в Риме республики под лозунгом отрицания прав Папства на светскую власть, но уже к 1155 Папство удалось полностью справиться с этим движением. Одновременно Папство возглавило борьбу итальянских городов против завоевательной политики герм, императоров из дома Штауфенов. Фридрих Барбаросса принужден был смириться перед папой Александром III (1159—81), Фридрих II потерпел ряд поражений от пап Григория IX (1227—41) и Иннокентия IV (1243—54), и с концом Штауфенов папство достигло к середине 13 в. полной независимости в Италии и фактически добилось уничтожения империи. Вообще 13 в. был временем наивысшего расцвета Папства. Уже в правление (понтификат) Иннокентия III (1198—1210) Папство достигло кульминационной точки своего могущества: Византия была в 1204 покорена «латинянами» и подчинена римской церкви; опасная альбигойская ересь на юге Франции была подвергнута разгрому; в Германии и других странах Европы папы были фактическими арбитрами; король английский (Иоанн Безземельный) признал себя вассалом папского престола; даже наиболее независимый французский король (Филипп Август) объявил себя покорным папе.

Иннокентий III и его преемники в 13 в. исходили из тезиса, что папа занимает среднее положение между богом и человеком, что светские государи так же получают свою власть от папы, как луна получает свой свет от солнца, что духовная власть так же относится к светской, как душа к телу. Усилению Папства в 13 в. чрезвычайно способствовали возникшие под покровительством пап и руководимые ими нищенствующие ордена и инквизиция (см.). Над всей католич. церковью папа осуществлял неограниченную и непререкаемую власть (выборы пап с 1274 производились конклавом (см.) и не нуждались ни в чьем утверждении], опираясь в своей администрации на римскую курию (см.), в к-рую входила, наряду с трибуналами и коллегией кардиналов, разветвленная и многолюдная папская канцелярия, оформлявшая и хранившая папские буллы, грамоты и т. д. Колоссальные по тому времени расходы папского двора и администрации покрывались доходами с «вотчин св. Петра» и со всей Папской области, «динарием св. Петра», уплачиваемым в папскую казну рядом европейских государей, платежами церквей и монастырей за покровительство, платежами епископов и аббатов за утвернсдение их в должности, доходами с широчайшей и беззастенчивой торговли индульгенциями (см.) и другими поборами с духовенства и мирян.

Огромные финансовые обороты папского престола тесно связывали его с крупнейшими банкирами итальянских городов, к-рые, в свою очередь, держали в руках почти всю коммерческую жизнь Европы. Однако могущество папства, характерное для 13 в., было относительно недолговременно. Его подтачивало постепенное развитие и укрепление европейских государств, стремившихся освободиться от папского ига. Катастрофа наступила в начале 14 в. в результате столкновения франц. короля Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII (1294—1303); вскоре после смерти последнего папы стали фактическими пленниками франц. монархии, принуждаемые жить сначала во Франции, затем, с 1309. по 1377, в г. Авиньоне, находившемся в зависимости от франц. короля. Это «вавилонское пленение пап» означало полное подчинение Папства крепнувшей французской феодальной монархии и потерю им всякого политич. значения. В это время против политич. прав папства выступил ряд ученых схоластов (напр., Марсилий Падуанский, Вильгельм Оккам, см.); государи Германии, Англии, Италии спешили воспользоваться слабостью Папства и освободиться от его притязаний.

Тем не менее, в 14 в. Папство продолжало укреплять свою финансовую базу и увеличивать источники своих доходов (аннаты, юбилейные годы и пр.). В 1377 Григорию XI (1370—78) удалось перенести папскую резиденцию обратно в Рим, но после его смерти началась т. н. великая смута, или раскол Папство (с 1378 по 1415): в Авиньоне избирался один папа, признаваемый, кроме Франции, еще несколькими государствами Европы, а в Риме—другой, признаваемый остальными; эти два папы (а с 1109 их стало три) взаимно проклинали и отлучали друг друга, содействуя своими разоблачениями еще большему падению авторитета Папства. Наконец, Констанцский собор (см.) избранием папы Мартина V (1417—31) положил конец расколу, но не смог пресечь распространения реформационных учений Виклифа, Гуса и др., заостренных против Папства, не смог и осуществить необходимых реформ в церкви. Реформационные попытки Базельского собора (см.), встретившие энергичное сопротивление папы Евгения IV (1431—47), остались безрезультатными.

Формально восстановленное и как бы отбившее все атаки, Папство по существу не могло уже восстановить своего прежнего значения. Папы преимущественно были теперь заняты укреплением своей светской власти в Италии и были связаны, гл. обр., с. борьбой итальянских общественных сил и партий. Они становятся во всем сходными с другими «тиранами», правившими в мелких итальянских государствах с помощью интриг, преступлений, подкупов, насилий, отличаясь от прочих лишь размерами своих колоссальных доходов. Каждый папа стремится закрепить свое положение с помощью непотизма (см.). На папском престоле появляются то типичный кондотьер, предводитель наемных войск, как Юлий II (1503—13), то гуманисты и видные меценаты, как Эней Сильвий Пикколомини, бывший папой под именем Пия II (1458—64), папа Павел II (1464—71) или Лев X Медичи (1513—21), чаще же всего—просто беспринципные политиканы, мастера чудовищных преступлений и неслыханного распутства, отвратительнейшим образцом каковых является Александр VI Борджиа (1492—1503).

Гниение папства соответствовало гниению всей католич. церкви, отражавшему разложение феодального общества. Новые общественные условия предъявили к церкви новые требования, оформившиеся в виде реформационных движений 16 в. (см. Реформация). Вожди реформации—Лютер, Цвингли, Кальвин—обрушивали свою критику католицизма прежде всего на Папство; угроза полной катастрофы заставила мобилизоваться римскую церковь и начать при папе Павле III (1534—49) встречное наступление, именуемое контрреформацией (см.), или католич. реакцией. Важнейшими орудиями последней явились основанный в 1540 орден иезуитов и возрожденная в 1542 инквизиция, а также Тридентский собор (см.), заседавший с перерывами с 1545 по 1563. ‘ Осуществляя политику католич. реакции, Папство нуждалось в помощи сильных европейских государей, поэтому постепенно из претендента на верховное господство оно превращалось в слугу светских властей.

Папа Павел IV (1555—59), возглавлявший инквизицию, подготовил такое положение, когда последняя служила одновременно основной опорой испанского абсолютизма, и при Пии IV (1559—65) Папство было уже целиком на поводу у испанского короля Филиппа II. Во второй половине 16 и первой половине 17 вв. Папство переживало как бы некоторое усиление и даже расцвет. На папском престоле появляются колоритные фигуры таких суровых ревнителей чистоты церкви, как Пий V (1566—72) или автор реформы календаря Григорий XIII (1572—85), то крутых правителей, сочетавших установление хозяйского порядка в Папской области с большим!! политическими претензиями, как Сикст V (1585—90) или Урбан VIII (1623—44). Однако католицизм все более переплетался с наиболее реакционными феодальными силами Европы и это стихийно ставило Папство в подчиненное положение к феодально-абсолютистским государем, в руках к-рых была действительная сила для поддержания существующего порядка.

В 17—18 вв. Папство идет на ряд уступок этим государям—испанскому, австрийскому, французскому, португальскому, неаполитанскому и т. д.—в вопросе о назначении епископов, о запрещении ордена иезуитов (1773) и пр. и окончательно отказывается от всяких притязаний на универсальную власть над Европой. Папство становится простым слугой реакционно-феодальных политических сил и соответственно этому оказывается объектом нападок со стороны буржуазной просветительной литературы. Буржуазная революция 18 в. во Франции была встречена Папством с нескрываемой враждой. Папский престол поддерживал борьбу католического духовенства в защиту абсолютистско-феодального строя, против революции. За отменой Учредительным собранием во Франции привилегий духовенства последовало принятие в 1790 т. н. гражданского устройства духовенства (Constitution civile du clergé), подчинявшего католическую церковь светским избирателям.

Папа Пий VI открыто выступил против французского правительства, призывая духовенство к отказу от присяги конституции и отлучив от церкви присягнувших. Новое «гражданское устройство» духовенства (1790), отобрание у папы Авиньона (1791), конфискация церковных владений не могли не вызвать разрыва сношений между папой и Францией. С одобрения папы католические священники подняли отсталое, находившееся во власти религиозного фанатизма крестьянство ряда районов Франции (Вандея и др.) на контрреволюционное восстание. В свою очередь, франц. правительство вынуждено было применить репрессии против не присягнувших священников, а в ноябре 1793 Конвент принял постановление об отмене католического культа во Франции. Наполеон во время похода в Италию в 1796 лишил папу значительной части его владений и принудил его к уплате 20-миллионной контрибуции. В 1798 франц. войска вступили в Рим, где была провозглашена республика; протестовавший против лишения его светской власти Пий VI был увезен во Францию, где и умер.

Лишь после побед 2-й коалиции в Италии церковная власть была восстановлена, и собравшийся под опекой Австрии конклав избрал в 1800 нового папу, Пия VII. Однако после своего прихода к власти Наполеон резко изменил свое отношение к Папству. Нуждаясь в поддержке своей диктатуры, Наполеон пошел на компромисс с Папством, рассчитывая тем самым приобрести поддержку римской курии, подчинив католическое духовенство внутри страны своим целям, а через него— остававшиеся в значительной степени под влиянием католицизма крестьянские массы. Таково было назначение ваключепного 15/VII 1801 меяаду Наполеоном и папой конкордата (см.), по к-рому католицизм объявлялся «религией большинства французов» и отменялось «гралсданское устройство духовенства», но который в то же время создавал все предпосылки для полного подчинения духовенства наполеоновскому правительству. Последнее обстоятельство—стремление Наполеона полностью подчинить себе не только франц. духовенство, но и Папство как международную организацию— привело к тому, что конкордат отнюдь не окончательно примирил Папство с французским светским государством..

После ряда столкновений Наполеон в 1809 приказал присоединить Церковную область к Французской империи; Пий VII был арестован и увезен во Францию. Здесь в 1813 он подписал новый конкордат, означавший уже полную капитуляцию Папства перед Наполеоном. Период Реставрации был периодом временного расцвета Папства, пытавшегося в эти годы, вместе с другими остатками феодальной Европы, вернуть себе утраченные в годы революции позиции. Еще в 1814 Пий VII (буллой •Sollicitudo omnium») восстановил орден иезуитов; правление Людовика XVIII,—а в особенности его преемника Карла X,—во Франции и Фердинанда VII в Испании было временем широкого распространения идей ультрамонтанства в этих крупнейших католич. странах; во всей католич. Европе дело воспитания молодого поколения было передано в руки иезуитов и других представителей наиболее воинствующего клерикализма: монархи, пытавшиеся восстановить феодальные порядки, возлагали надежды именно на римско-католическую церковь, на Папство как на вернейший оплот против проникновения «революционной заразы», идей буржуазной революции в сознание масс.

Заключенные папским престолом в ближайшие годы после Венского конгресса (в 1817—18) конкордаты с рядом стран закрепляют подобное положение католической церкви. С особенной силой реакция сказалась в самой Церковной области, восстановленной решением Венского конгресса. Здесь преемники Пия VII—Лев XII (1823—29), Пий VIII (1829— 1830) и Григорий XVI (1831—46)—установили режим самого дикого произвола, жестоко подавляя не только малейшую попытку сопротивления, но и всякий намек на либеральные идеи. При прямой военной поддержке Австрии было подавлено вспыхнувшее в Церковной области восстание; точно так же было подавлено восстание в 1843, организованное «Молодой Италией». Преемник Григория XVI, Пий IX (1846—78) в начале своего понтификата, напуганный революционным движением, изменил политику своего предшественника и в 1846—47 провел ряд умеренно-либеральных реформ в Церковной области: допустил светских лиц к управлению, объявил амнистию политическим заключенным, провел реформу суда, разрешил постройку железных дорог и т. д.

«Италия показала нам необычайное зрелище того, как человек, занимающий самый реакционный пост во всей Европе, представляющий собою окаменевшую идеологию Средневековья,—как римский папа стал во главе либерального движения» (Энгельс , Революционные двияеения 1847 года, в кн. : Марк с и Энгельс , Соч., т. V, стр. 242). Это было, однако, лишь маневром со стороны папы и не могло остановить дальнейшего развития революционного движения. Пий IX вынужден был бежать из Рима (ноябрь 1848), куда вернулся лишь в 1850, в обозе предпринятой Луи Наполеоном интервенции, задушившей Римскую республику (см.). «Благожелательный папа Пий IX открыл…, что освобождение Италии несовместимо с условиями существования папства» (Маркс , Господин Фогт, в книге: Марк с и Энгельс , Соч., т. XII, ч. 1, стр. 362).

Для Церковной области начался период самой мрачной реакции. Пий IX выступает теперь как вдохновитель всей европейской реакции, начавшейся вслед за подавлением революции 1848. Самый мрачный обскурантизм, отрицание всех достижений человеческой мысли находят питающий их источник в римской курии. В 1854 папской буллой было провозглашено незыблемым догматом непорочное зачатие девы Марии; в 1864 папа опубликовал энциклику («Quanta cura»), к которой был приложен «Список заблуждений» («Syllabus errorum»). Этим документом Папство предавало анафеме прогресс и цивилизацию, величайшие произведения человечества трактовались как «заблуждения», на борьбу с которыми Папство мобилизует все силы. Ватиканский собор 1869— 1870 провозгласил догмат непогрешимости папы—догмат, не получавший полного признания даже во времена самого мрачного Средневековья.

Эта непримиримая, открыто реакционная политика папства ухудшала положение католических партий ряда стран и в их среде начинается оппозиция этой политике папства. Старокатолики в Германии, Швейцарии и др. странах, не соглашавшиеся признать догмата папской непогрешимости, потребовали разрыва с Папством. В то же время воссоединение Италии покончило и со светской властью папы. В 1860 от Церковной области отделилась Романья, присоединившаяся к Пьемонту; однако папа был еще силен благодаря поддержке со стороны Наполеона III. Понимая то исключительное влияние, которым пользовалась католическая церковь во Франции, особенно среди крестьянства, Луи Наполеон, еще будучи президентом республики, вел ярко выраженную клерикальную политику (римская экспедиция 1849, вернувшая Рим папе). Став французским императором, он продолжал опекать папу, используя как дипломатию, так и прямую военную поддеряску (так, в 1807 он не допустил Гарибальди с оружием в руках присоединить Рим к Итальянскому королевству).

Но немедленно вслед за падением Второй империи во Франции и удалением из Рима франц. гарнизона король Виктор Эммануил занял Рим и объявил о присоединении Церковной области к Итальянскому королевству. По «Закону о гарантиях» 13/V 1871, итальянское правительство закрепляло за папой власть над Ватиканом, Лютеранским дворцом и загородной резиденцией, устанавливало ему ежегодную пенсию в 3 с лишним миллиона лир и обеспечивало папе соответствующие почести. Однако Пий IX остался верен себе: отлучив от церкви всех принимавших участие в занятии Рима и уничтожении светской власти папы, он отказался принять «Закон о гарантиях» и объявил себя «узником», в виде протеста решив никогда не покидать Ватикан. В то же время папа запретил всем верующим католикам принимать участие в выборах в итальянский парламент. Таким образом, в Италии Папство. вступило в резкий конфликт с новым, буржуазным правительством. Столь же резкие формы приняло и столкновение Папства с воссоединившейся Германской империей, где получивший, наконец, власть над всей Германией Бисмарк не хотел поступиться ни малейшей крупицей этой власти в пользу католицизма, стоявшего в оппозиции политике Бисмарка.

Прикрытое названием «борьбы за культуру» — пультуркампф (см.), это столкновение было вызвано попыткой Папство сохранить свое привилегированное положение и возможность, опираясь на католические массы, влиять на политику Германии в интересах Папства. Исторически осужденное, Папство. тем не менее сумело одержать в данном случае частичную победу: нуждаясь в поддержке католической партии «центра» в рейхстаге, Бисмарк к 1878 фактически отказался от своей программы, направленной против римской курии. Зато безусловным пораженном Папства было поражение клерикально-монархической реакции во Франции в ее борьбе за реставрацию монархии. Таким образом, к концу понтификата Пия IX папство испытало ряд жестоких ударов; устои его могущества были расшатаны в ряде крупнейших стран. Однако Папство было сильно, благодаря тому, что оно сохраняло влияние на широкие массы католического крестьянства. Преемник Пия IX, Лев XIII (1878—1903), тонкий дипломат и политик, оставаясь непреклонным в чисто церковных вопросах, в то же время взял курс на примирение с современным бурясуазным государством, на союз с наиболее реакционной частью правящей буржуазии.

Уже вскоре после своего избрания он сумел добиться у Бисмарка почти полной отмены законов, изданных в начале «культуркампфа». Французским католикам он взамен борьбы против республики предложил использовать ее для достижения своих целей; это вызвало временное примирение французского государства с клерикалами, под именем «присоединившихся» занявшими с тех пор места на крайней правой Палаты депутатов и Сената. Точно так же и в Италии папа снял ряд запрещений, наложенных Пнем IX на духовенство в отношении участия в политической жизни. С именем Льва XIII связан и акт, положвший начало новой политике Папства в социальном вопросе. 15/V 1891 папа опубликовал энциклику «Rerum novarum», утверждавшую, что именно католическая церковь призвана разрешить рабочий вопрос, и под завесой фраз о тяжелом положении рабочего класса по существу призывавшую к отказу от классовой борьбы. С тех пор католической церковью были созданы многочисленные так наз. христианскодемократические, социально-христианские организации, стремившиеся объединить, гл. обр., рабочих под эгидой католической церкви; были созданы различные католические кооперативы, банки и т. д., ставившие своей официальной целью «улучшение положения рабочего класса». Все эти христианские рабочие организации принесли в целом немало вредя рабочему движению, которое они раскалывали и ослабляли своей проповедью «социального мира», но, с другой стороны, через эти организации католическая церковь и Папство испытывали (в особенности в период революционного подъема после окончания первой мировой империалистам. войны, а также в последние годы, характеризующиеся установлением в ряде стран единого антифашистского фронта) непосредственное давление трудящихся масс, с к-рым они не могли не считаться и в результате к-рого вынуждены были идти на различные маневры (см. ниже).

Однако вся дипломатическая ловкость Льва XIII не смогла предотвратить разрыва католической церкви с государством во Франции. При его преемнике, Пин X (1903—14), под давлением рабочего класса совершился разрыв франц. правительства с Папства: в 1905 конкордат с папой был отменен, и церковь во Франции была отделена от государства. В чисто церковных вопросах Пий X вернулся к непреклонной политике Пия IX: его анафемы т. н. модернизму, стремившемуся, не поступаясь догматами, хоть несколько примирить их с современностью, напоминали времена «Syllabus errorum» Пия IX. После ослабления позиций Папство во Франции Пий X все больше ориентировался на Австрию н в 1914 далее побуждал ее к войне с Сербией, полагая, что победа католической Австрии над православной Сербией и стоявшей за ней царской Россией сможет укрепить положение папского престола в Европе.

Его преемник, Бенедикт XV (1914— 1922), был уже чужд «австрофильству» и неизбежно связанному с ним германофильству Пия X. Умело использовав «нейтралитет» Папство в войне, он сумел восстановить дипломатические отношения с Францией и Англией и установить подобие таковых с Японией. В 1917, учитывая грандиозный рост антивоенных настроений масс, Бенедикт XV осудил войну, объявив ее «бесполезной бойней». В годы революционного подъема после войны Бенедикт XV, в целях создания барьера против революционного двшкения, всячески поощрял создание массовых христианско-демократических организаций, своими якобы демократическими и социальными лозунгами привлекавших католические трудящиеся массы и, т. о., способствовавших расколу в рядах рабочего класса и крестьянства, отвлечению трудящихся от подлинно революционных классовых организаций. Эта роль Папства особенно ярко проявилась в Италии, где христианско-демократия, партия «popolari» и католич. Национальная конфедерация трудящихся были использованы католич. церковью для срыва революционных выступлений итальянского рабочего класса и крестьянства.

Бенедикт XV, т. о., способствовал приходу фашизма к власти в Италии. Преемник Бенедикта XV, Пий XI (1922—39), стал на путь прямой поддержки фашизма. Он не только препятствовал антифашистской борьбе левых элементов в рядах христианской демократии, но и одобрил декретированный фашистским правительством роспуск христианско демократических организаций. 11/II 1929 он заключил с Муссолини т. н. Латеранские соглашения, означавшие блок папства с фашизмом в Италии и окончание «Ватиканского пленения». Латеранские соглашения включали:

1) признание полной независимости и суверенитета папы в «Государстве Ватикана» (Stato délia città del Valicano), состоящем из Ватикана, Латеранского дворца и загородной виллы папы;

2) конкордат, определивший привилегированное положение католической церкви в итальянском государстве;

3) финансовую сделку, по к-рой папа получал единовременно 750 млн. лир и 1 млрд. лир государственными 5%-ными бумагами. Установленный этими соглашениями союз с итальянским фашистским государством оставался ненарушенным в течение ряда лет при полной поддеряске папой Муссолини.

Одновременно, по указанию папы, католические партии в Германии заняли профашистскую позицию, а в Австрии возглавили открытую диктатуру фашистского типа. Особенно ярко реакционно-фашистская роль Папство сказалась в Испании, где римская курия всячески вдохновляет и поддерживает лагерь фашистских мятежников и их пособников интервентов. Пий X I неоднократно призывал к организации «крестового похода» против СССР; в 1936 он опубликовал специальную энциклику против коммунизма. В политике Папство в последнее время все сильнее сказывается прямое давление широких масс трудящихся-католиков, протестующих против пособничества фашизму со стороны Папства и стремящихся к установлению единого фронта с коммунистами и другими организациями рабочего класса для решительного отпора фашизму. Эти тенденции трудящихся католиков принудили католическое духовенство Бельгии и США в 1937—38 высказаться против фашизма, в защиту демократии.

Несмотря на противодействие высшего духовенства, в ряде мест фактически был установлен единый фронт трудящихся-католиков с коммунистами и социалистами; это движение приняло такой размах, что папа вынужден был в конце 1937 заявить, об отказе от противодействия совместному действию ряда католических организаций в борьбе с фашизмом и военной опасностью. Однако Римская курия с присущей ей гибкостью пытается вновь маневрировать с тем, чтобы сохранить свое влияние на массы. Преследования католич. организаций в Германии Гитлером, захват католической Австрии немецким фашизмом вызвали в последнее время некоторое внешнее охлажденио между, папой и Гитлером, а в связи с этим—и с Муссолини, что особенно ярко проявилось во время визита Гитлера в Рим весной 1938, когда папа демонстративно уехал из Рима перед прибытием туда Гитлера, а орган Ватикана «Osservatore romano» выступил с резкой критикой «оси Берлин Рим» и несколько позднее—против антисемитской пропаганды и особенно пропаганды расистской теории.

Пропаганда расизма идет в разрез с политикой Папства, стремящегося распространить влияние «всемирной католической церкви» в колониальных странах. Кроме того, выступая против идей, заимствованных Муссолини у Гитлера, Папство выражает растущее недовольство широких кругов католиков фашизмом и усилившимся в Италии влиянием Гитлера. В связи с этим возник в начале августа 1938 серьезный конфликт между папой и Муссолини. К избранию (март 1939) папы Пия XII (кардинала Пачелли), имевшего определенное влияние на проводившуюся прежним папой политику сопротивления расизму и антисемитизму, официальные фашистские круги отнеслись неодобрительно. Однако эти шаги Папства, стремящегося любой ценой сохранить свое влияние на массы, не могут внести ничего существенно нового в положение Папства в капиталистическом мире. Папство остается одним из сильнейших орудий в руках правящих классов для обеспечения под религиозным флагом поддержки существующего строя.

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии