Шаманство

от | Окт 25, 2025 | Атеизм | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 3 минут(ы)

Шаманство, или шаманизм — особая форма религии, свойственная доклассовому обществу. Гл. обр. на ступени его разложения и сохраняющаяся как пережиток на более высоких ступенях развития. В более узком смысле Шаманством называют туземные религии народов Сев. Азии. Самое слово Шаманство заимствовано из тунгусских языков (шаман, саман, сама, саманг) и русскими казаками в 17 в. распространено на всю Сибирь.

Шаманство

Шаманство

Для Шаманство как религии характерны следующие npизнаки:

1) наличие особых лиц—шаманов, обычно профессионалов, обладающих способностью или умением приводить себя в состояние особого экстаза;

 2) особый ритуал действий —«камлание», которое фактически сводится к искусственно вызываемому нервно-историческому припадку и является способом общения шамана с духами и вхождения духов в тело шамана или в форме путешествия его души в мир духов. Характерной чертой камлания являются приемы, доводящие самого шамана до экстаза и одновременно гипнотизирующие зрителей: пляска, пенив, удары в бубен и пр.; камлания применяются шаманами для лечения болезней, для обеспечения успеха промысла и пр. и совершаются обычно за плату;

3) материальные принадлежности шаманского ритуала—обычно бубен с колотушкой, посохи, особый плащ или халат, шапка, пояс и пр., —все эти вещи в глазах шаманистов являются священными и служат орудиями психологического воздействия шамана на окружающих;

4) наконец Шаманство включает в себя веру в духов, добрых и чаще злых, в сношениях с которыми якобы и состоит деятельность шамана. В числе этих духов есть обычно главный дух—покровитель шамана, на служение которому он якобы обрекает себя; есть духопомощники, которые служат шаману, и наконец злые духи, с которыми шаман борется.

Таковы самые общие элементы Шаманство, но разумеется все эти элементы выступают неодинаково у разных народов

Придерживающихся Шаманство, в зависимости от ступеней их социально-экономического развития, влияния других религий и т. д. Так, на низшей ступени (дородовой строй) Шаманство носит наиболее простой, первобытный характер, сохранившийся напр. у чукчей, коряков: Шаманство здесь не вполне обособилось как профессия (шаманить умеют очень многие), особого шаманского костюма нет, представления о духах очень несложны. На стадии распада доклассового общества (в родовом строе) Шаманство представляет собой сложившуюся профессию с довольно сложным ритуалом, с особым костюмом и принадлежностями, и анимистические представления имеют более развитой и сложный характер.

Такой вид имеет Шаманство, например у тунгусских народов, у ненцев, остяков.

Наконец в классовом обществе Шаманство, поскольку оно сохраняется, обычно бывает пропитано элементами религии этого общества (ислама, буддизма и др.) и принимает нетипичную форму: появляется представление о высшем добром божестве (алтайцы), камлания иногда заменяются молениями и жертвоприношениями (буряты) и т. д. Нa этой ступени появляется элемент дуализма в Шаманство; «черное» и «белое» Шаманство, связанное с злыми и добрыми божествами и духами; такое разделение было у якутов, бурят, отчасти алтайцев, киргизов. С дальнейшим развитием общества Шаманство вытесняется религиями чисто классового типа: христианством, исламом, ламаизмом.

 С другой стороны, в этих последних всегда сохраняются пережитки самого примитивного Шаманства (напр. изгнание бесов при крещении в православии и т. п.).—Хотя чаще всего термин Шаманство прилагается к религиям народов Сибири, однако явления, по существу аналогичные Шаманству, наблюдаются и у многих народов др. частей света, разумеется с теми или иными отличиями (особенно зап. часть Сев. Америки, а также Юж. Америка, Индонезия, Африка). Определить место Шаманство среди других религиозных форм, установить его сущность и происхождение довольно трудно.

История этого вопроса прошла в общем 4 стадии.

 Первые столкнувшиеся с явлениями Шаманство русские завоеватели и колонизаторы Сибири объясняли Шаманство просто ка к действие нечистой силы. Ученые-рационалисты 18 в.—Гмелин, Палла с и др.—видели в Шаманстве просто обман и фокусничества шаманов. Следующая стадия состояла во взгляде на Шаманство как на особую религиозную систему, особое вероучение, аналогичное христианскому или мусульманскому; этот взгляд мы находим у Георги, Иакинфа Бичурипа. Наконец применение эволюционного метода к изучению религии привело к точке зрения на Шаманство как на определенную ступень развития вообще.

Эта точка зрения, обоснованная впервые Лёббоком, получает н дальнейшем господство (Михайловский, Трощанский, Харузин, Богораз и мн. др.). Однако на вопрос о том, какую именно ступень религиозного развития составляет Шаманство, какими специфическими признаками оно отличается и чему обязано своим происхождением,—точного ответа нет не только у буржуазных исследователей, но и у марксистских, поскольку полного и глубокого исследования Шаманство с марксистской точки зрения еще не имеется. Зато совершенно ясным является практический вопрос о роли Шаманство в современной жизни отсталых народов СССР.

Подобно всем другим религиям Шаманство играет роль тормоза соцстроительства

 А его служители, шаманы, вместе с сохранившимися кулацко-феодальными слоями оказываются злейшими врагами всех новых начинаний, перестраивающих жизнь отсталых народов. Рука-об-руку с кулаками шаманы всеми мерами, а более всего своим идеологическим влиянием сопротивляются строительству колхозов, кооперированию туземного населения, организации школ, больниц, оспопрививанию и всем другим хозяйственным и культурным мероприятиям Советской власти.

Поэтому советское законодательство лишает шаманов, подобно служителям других культов, избирательных прав, хотя это лишение не распространяется на лиц, выполняющих семейные религиозные обряды в своем доме но как профессию. В последнее время участились случаи отказа шаманов от своего звания и сдачи ими бубнов и костюмов; ширится и освобождение трудящихся масс от влияния шаманов по мере продвижения советской

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии