Теология (греч. —богословие, учение о боге), приведённое в систему религиозное учение о богах, культе и религиозной морали.Первоначально; Теология означала философское учение о божестве, и в этом смысле термин «Т.» встречается у Платона и Аристотеля.

Теология
В самостоятельную дисциплину Теология выделилась только в христианстве, и Теологию стали понимать со времени Абеляра (см.) в узком смысле как христианское богословие. Христианство в начале принципиально отвергало «языческую мудрость» (апостол Павел, Тортуллиан) и резко противопоставляло вору разуму. Но оно могло стать мировой религией лишь путём слияния с греко-римским миром и его культурой. По мере усиления христианской пропаганды среди язычников, руководители церкви пытаются философски обосновать свою веру. Представители Александрийской школы «катахотов» Климент и Оригон ( 2 — 3 вн.) подвели философскую базу под христианское вероучение, создав религиозно-философскую систему, близкую к мистической философии неоплатоников.
С ростом христианства и приобретением им монополии во всей идеологической жизни, содержание Теология расширялось, и в Средние века она поглотила не только философию, но далее естественные науки. «Это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того, что церковь я в л я л а с ь наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя» ( Э н г е л ь с , см. М а р к с и Э н г е л ь с , Соч., т. V I I I , стр. 128). В своих философских обобщениях Теология исходит из положений философского идеализма, обычно вульгаризируя их. С точки зрения Теологии, единственный источник истины в конечном счёте—откровение. Поэтому Теология непримирима с научным, рациональным, познанием.
Имея конечной целью не знание, а веру, своим источником—откровение и авторитет церкви, своим объектом—фантастический мир сверхъестественного, Теология я в л я е т с я прямой противоположностью науке.
Содержание Теологии изменялось вместе с историческими условиями существования христианства. Единой системы христианской нет. Она различается по вероисповеданиям (католическая, протестантская, православная), а внутри каждого исповедания существуют различные школы. По методу различают «позитивную» Теологию, стремящуюся лишь привести в систему догмы, данные в Библии, творениях «отцов церкви», постановлениях соборов, и схоластическую Теологию, пытающуюся логически обосновать догмы.
Виднейший представитель схоластической—Фома Аквинат (см.); его система Теология —официальное учение католической церкви.- По содержанию Теология делится на догматическую (систематизация и обоснованно вероучения) и практическую, которая, в свою очередь, распадается на ряд дисциплин: нравственное богословие (нормы религиозной морали), пастырское богословие (об обязанностях и деятельности духовенства), литургика (история и правила богослужения), гомилотика (религиозное проповедничество); историчоское богословио изучаот историю церкви и церковных установлений, экзегетическое — занимается толкованием священного писания; специальная дисциплина—полемическое богословие— создана для борьбы разных исповеданий между собой и особенно для борьбы против пауки, свободомыслия и атеизма.
В России самостоятельное богословио стало разрабатываться в 15 в. в борьбе с ересями, особенно в р а с п р я х между нестяжателями и иосифлянами (см.). Первый теологический т р а к т а т написан Зиновием Отенским. Осно-вателем систематической школы Т . в России надо считать Петра Могилу (см.), руководителя Киевской («Могилянской») духовной академии.


