Федеральная резервная система

от | Июн 26, 2024 | Банки | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 4 минут(ы)

Банковская организация финансового капитала в США. Необходимость организации Федеральную резервную систему была вызвана усилением монополистических тенденций в капитализме США

Федеральная резервная система США

Федеральная резервная система (ФРC) — был создан намного позднее, чем центральные банки иных стран Запада.

Под влиянием усилившейся концентрации в промышленности США старая банковская система начала обнаруживать свою непригодность в качестве аппарата финансового капитала. Несоответствие между наиболее законченной формой монополистических объединений (тресты) в промышленности и разрозненной банковской системой, сохранявшей черты эпохи свободной конкуренции, обусловлило создание Федеральной резервной системы, которая построена на началах, резко отличающихся от принципов организации кредитной системы в старых капиталистических странах.

Финансовая олигархия путем организации данной системы, сосредоточив в своих руках денежные резервы страны, получила в свое распоряжение мощное орудие в конкурентной борьбе, одновременно обеспечив свое влияние и на государственный аппарат. Эта система в значительной мере способствовала росту монополий во время империалистической войны и в послевоенный период и усилила активность финансового капитала США за границей. Эта система возникла на основании федерального акта 23/ХН 1913, в исполнение которого были учреждены 12 « округов» с центральным федеральным банком в каждом. Они находятся во многих городах США.

Минимальный капитал каждого банка установлен в 4 млн. долл. и образуется путем подписки на его акции банками-членами системы. Каждый из них обязан подписаться на сумму, равную 6% своего основного и запасного капитала. Правление каждого из резервных банстоит из девяти директоров. Две трети директоров избираются банками-членами, а остальные назначаются федеральным резервным советом, причем председатель правления назначается советом и является «федеральным агентом». Данные банки возглавляются специальным органом—федеральным резервным советом, в котором сосредоточивается контроль финансовой олигархии над всей Федеральной системой. При этом весьма существенным является установление тесной связи между данным советом и правительством.

Совет состоит из семи членов, в число которых входят секретарь казначейства, контролер денежного обращения и пять членов, назначаемых президентом. Совет координирует и контролирует деятельность этих банков. Совет имеет право смещать любое должностное лицо резервного банка, ликвидировать этот самый банк в случае нарушения последним федерального резервного акта, потребовать списания сомнительных активов. Совет осуществляет общий надзор над ссудами банков-членов, определяя виды бумаг, под которые они могут быть получены. Совет имеет право потребовать от этого одного его переучета бумаг, которые держит другой. Операции на открытом рынке контролируются и координируются советом. Согласие последнего необходимо и для изменения учетных ставок.

Федеральные резервные банки — это банки банков

Их главные функции заключаются в том, чтобы держать установленные законом резервы банков-членов, предоставлять последним ссуды, служить для них расчетной палатой и производить операции на открытом рынке.— Данный акт устранил многие законодательные препятствия, стеснительные для крупных банковских монополий. Федеральным актом финансовый капитал покончил с распыленностью финансовых резервов, раздробленных между 30 тыс. банков. Введением Федеральной резервной системы резервы были собраны воедино. Эти сконцентрированные резервы привлекаются к работе посредством предоставления ссуд, обычно в двух формах—переучета векселей и ссуд с дополнительным обеспечением. Резервные банки переучитывают торговые векселя и обязательства этого рода, как правило, сроком не более чем на 90 дней. Коммерческий банк может получить ссуду в резервном под свое собственное обязательство или вексель с платежом не далее 15 дней и с дополнительным обеспечением торговыми векселями, облигациями займов США, обязательствами или сертификатами казначейства.

Учреждением такой системы достигнута значительная экономия резервов. Для срочных и условных вкладов резервы понижены до 3%, а к сумме вкладов до востребования в центр, резервных городских банках—до 13%, в резервных городских до—10%, в сельских —до 7%. Такая Федеральная система создала аппарат для инкассирования чеков в масштабе всей страны. Базой для взаимных расчетов по чекам служат резервы более чем 9 тыс. банков, находящиеся в резервных банках. Для регулирования расчетов этих банков между собой служит золотой фонд, хранящийся в таком федеральном совете.—Эластичность денежного обращения по замыслу организаторов Федеральной резервной системы должна осуществляться с помощью «федеральных резервных билетов».

Эти билеты являются прямыми обязательствами правительства США и выпускаются федеральным резервным советом через посредство федеральных агентов, которые передают их своим резервным банкам. Билеты не представляют законного платежного средства, но по федеральному акту подлежали по требованию обмену на золото в казначействе и в федеральных резервных банках. Билеты подлежат приему по паритету во всех национальных банках, банках-членах (и в резервных банках), равно как и при уплате налогов, пошлин и т. п. Эти банки обязаны были держать золотой фонд в казначействе для размена там билетов. Этот фонд был частью золотого фонда, который банки обязаны были держать в размере 40% против выпущенных билетов.

Для обеспечения билетов резервные банки обязаны были депонировать у своих агентов на соответствующие суммы:

  • — обязательства,
  • -векселя и банковские акцепты, учтенные в них банками-членами;
  • -векселя и банковские акцепты, приобретенные на открытом рынке;
  • -золото и золотые сертификаты.

Созданная система изображалась буржуазными экономистами как одно из главных «конструктивных достижений» американского финансового капитала, призванное спасти американское хозяйство от кризисных потрясений. Мировой экономический кризис (1929) не только разрушил эту «теорию», но значительно подорвал и самые основы такой Федеральной системы. После того как в результате банковских крахов в 1931 оказались «замороженными» 1,7 млрд. долл. депозитов, весьма острой стала необходимость поддержки шатающихся банков. 22/1 1932 была учреждена «реконструктивная финансовая корпорация», уполномоченная выдавать ссуды под активы, не подлежащие приему в качестве обеспечения резервными банками.

Но созданный институт «спасения» явных и скрытых банкротов также оказался недостаточным: потребовался акт 9/ Ш 1933, по которому резервные банки с согласия федерального данного совета уполномачиваются предоставлять ссуды под такие виды обеспечения, которые ранее таковыми быть не могли. Этим актом сделан следующий большой шаг по сравнению с «Гласс-стигал» актом 27/II 1932, на основании которого пять или более банков-членов, если они не имеют возможных для переучета обязательств, с согласия пяти членов федерального резервного совета могут получить ссуды под их собственные обязательства по учетной ставке на 1 % выше существующей. Кроме того «Гласс-стигал» актом совет получил полномочия включать обязательства правительства США в качестве обеспечения находящихся в обращении федеральных билетов.

Федеральная резервная система

Банковским актом 1933 (утв. 16/VI) вся система была коренным образом перестроена. Главные из перемен, производимых этим актом, заключаются:

  • в учреждении федеральной корпорации по страхованию депозитов;
  • в запрещении платежа процентов по депозитам до востребования;
  • в полном отделении коммерческой банковской деятельности от инвестиционной;
  • в удвоении минимального капитала вновь организуемых банков;
  • в признании системы цепной или групповой связи банков. Вводя страхование депозитов, финансовая олигархия пытается сделать кредитную систему более устойчивой.

На 100% страхуются вклады до и на 50%—вклады свыше этой суммы. Страховой фонд образуется из 150 млн. долл., вносимых казначейством, и подпиской на акции Федеральной корпорации по страхованию депозитов в размере 0,5% от всей суммы депозитов страхуемых банков (для банков—в размере 0,5% из запасного капитала).

Система страхования депозитов содержит в себе предпосылки дальнейшего усиления концентрации банковского капитала. Для финансового капитала те изменения, которые были введены «банковским актом 1933», имеют ту несомненную выгоду, что в периоды высокой конъюнктуры банк, через связанные с ним институты, может извлекать высокие прибыли от инвестиционных и фондовых операций, а во время кризисов он получает возможность перелагать потери на эти банки и через них—на мелких вкладчиков. Актом 1934 о золотом резерве все золото, принадлежащее федеральному резервному совету, банкам и агентам, передается правительству США.

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии