3олочение, наложение тонкого слоя золота на различные предметы из
- металла,
- дерева,
- картона и
- т . п.

3олочение
Современные способы золочения— гальванические, основанные на данных гальванотехники, —являются самыми употребительными. Старые способы основаны на амальгамации металлических предметов с последующим подогреванием их над горном, вследствие чего ртуть испаряется, а золото прочно пристает к металлу. В полиграфическом производстве применяется золотое тиснение надписей, обрезов книг и т . п. горячим способом, при к-ром после подготовки смазки (разведенный яичный белок, шелла кит . п.) накладывается сусальное золото (см. Золото сусальное) при посредстве специальных золотильных прессов.
Неметаллические поверхности золотят либо масляною, либо водяною позолотою. Для этого поверхность кроют льняною олифой с охрой; на подсохшую поверхность накладывают сусальное золото; полировать в этом случае нельзя. Для водяной позолоты предмет пропитывают жидким животным 1слсем; затем его поверхность, покрывают 7—8 слоями жидкого животного клея с отмученным гипсом или мелом. После этого грунт шлифуют и наносят полимент (смесь мелко истертого болюса, графита, воска, клея), на к-рый и накладывают золото.
Это 3-х слойнае позолота менее прочна. —При позолоте металлов их легко протравливают азотной кислотой, затем нагревают до воронения и накладывают под давлением листок золота. Повторив процесс 3—4 раза, позолоченные места полируют стальным полировальщиком. —3олочение в искусстве применяется исключительно в
- декоративной скульптуре,
- некоторых видах художественной промышленности и
- живописи декоративной,
- плоскостной и условной (византийские мозаики, иконы, средневековые миниатюры).
Благодаря своему блеску золото как краска не обладает определенным цветом и светосилой и с разных точек при разном освещении производит совершенно различное впечатление. Поэтому оно не имеет применения в обычной реалистической живописи. Невозможность передать светотень золотой краской заставляла иногда прибегать к настоящему рельефу волоченых частей картины, в к-рой все остальное написано на плоскости (испанские и итальянские примитивы, росписи Пинтурнккио в Ватикане). 3олочение производилось здесь на клее или лаке листовым (сусальным) золотом. Твореным золотом иконописцы называли листок золота, стертый с жидким клеем. Такая золотая краска наносилась на икону кистью. Золотые, бронзовальные порошки—продукт новейшего времени.
Золотые сертификаты
Золотые сертификаты, денежные свидетельства на определенную сумму, выпущенные банком или казначейством с обязательством для их беспрепятственного размена хранить равное количество золота в монете или слитках.
Золотые точки
Золотые точки, крайние пункты отклонения вексельного курса (см.) от паритета, за пределами к-рых становится более выгодным платеж путем пересылки золота при условии свободного размена на золото. При отказе от размена золотые точки теряют свое значение.


