Бюджетирование

Бюджетирование, особый прием счетных записей, состоящий в том, что каждый произведенный расход записывается в счет того подразделения сметы, по которому данный расход был предусмотрен; предварительно в счет соответствующего подразделения сметы записывается сумма, определенная по смете для производства расходов.
Бюджетная дисциплина
Бюджетная дисциплина, неуклонное выполнение закона и сметно-бюджетных правил. Случаями нарушения дисциплины являются:
-нарушение правил единства кассы (см.),
-производство бес кредитных расходов (не предусмотренных при составлении бюджета и не имеющих сметного назначения, либо таких, которые еще не открыты по данной кассе к моменту производства расхода),
-превышение назначенных по смете кредитов и расходование открытых кредитов не по прямому назначению.
Бюджетное законодательство решительно запрещает расходование кредитов не по прямому назначению, путем передвижения кредита из одной сметы в другую, либо из одного параграфа в другой. Однако, в связи с невозможностью точного предвидения со стороны центральных государственных органов, а также в связи с непрерывными изменениями в политической и хозяйственной жизни, в отдельных случаях передвижение кредитов может оказаться неизбежным и целесообразным.
В СССР передвижение кредитов между статьями одного и того же параграфа сметы допускается лишь по распоряжению главных распорядителей кредитов, т. е. народных комиссаров и руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы; из параграфа в параграф одной и той же сметы кредиты могут быть передвинуты главным распорядителем, лишь при условии предварительного согласования с НКФ; передвижение кредитов из сметы в смету происходит постановлением соответствующего СНК.
Вопрос о передвижении кредита из союзного бюджета в бюджет союзной республики выходит из пределов понятия бюджетной дисциплины и касается уже конституционных взаимоотношений отдельных частей федеративного государства. Такое передвижение допускается лишь по отношению к объединенным ведомствам и производится по соглашению союзного Совнаркома и совнаркомов союзных республик.
Бюджетная инициатива
Данная инициатива, право законодательных учреждений или отдельных их членов вносить самостоятельные предложения об изменении расходной или доходной части государственного бюджета. Неограниченное применение бюджетной инициативы встречает возражения, так как разрозненные предложения членов законодательных учреждений, поскольку они касаются расширения государственных расходов или увеличения государственных доходов (налогов), могут нарушать достигнутое правительством бюджетное равновесие. В буржуазных государствах право этой инициативы имеет политическое значение. В тех случаях, когда кабинет министров не является ответственным перед большинством парламента, право бюджетной инициативы является орудием борьбы парламента с правительством.
Там же, где состав правительства зависит от большинства парламента, право бюджетной инициативы представляет орудие оппозиционного или революционного меньшинства в его парламентской и внепарламентской борьбе, давая ему возможность выдвигать и проводить расширение культурно-социальных задач, повышение заработной платы, понижение или отмену наиболее ненавистных налогов и т. д. Право бюджетной инициативы было широко использовано соц.- дем. фракцией Государственной думы в период 1906—13. Там, где создается внутренняя консолидация буржуазно-капиталистических классов и партий и где рабочая партия отказывается от самостоятельной классовой политики, право такой инициативы теряет свое политическое значение.
В СССР, где внутри органов высшей государственной власти отсутствует политическая борьба, вопрос о бюджетной инициативы не имеет политического значения и решается по принципу целесообразности. В период стабилизации бюджета (1922—26), когда приходилось почти заново решать вопрос о пределах обложения, о составе и объеме государственных расходов, построение бюджетного равновесия было связано почти со всеми важнейшими вопросами государственного строительства; в таких условиях об ограничении такой инициативы высших органов власти не могло быть речи;
Центральные Исполнительные Комитеты Союза и союзных республик и их бюджетные комиссии (см.) нередко вносили кредиты на учреждения и мероприятия, совершенно не предусмотренные наркомфинами или совнаркомами, снижали намеченные правительством налоги, изменяя самый баланс государственного бюджета. Границы между органами подготовки бюджетного закона и органами его утверждения в значительной степени стирались. Являясь неизбежным следствием переходного периода, неограниченное применение такой инициативы, несомненно, значительно усложняло и удлиняло процесс прохождения бюджетного закона.
В последнее время, в связи с повышением устойчивости государственного бюджета и стремлением сократить период прохождения бюджетного закона, начинает проявляться тенденция к большему разграничению функций подготовки и утверждения бюджетного закона, в связи с чем возможно некоторое сужение бюджетной инициативы законодательных органов.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация, или номенклатура, представляет собой распределение входящих в бюджетную роспись расходов и доходов по определенным группам. В одних государствах (Франция) в основу группировки положен ведомственный (министериальный) принцип, при котором расходы или доходы, независимо от их природы, группируются по ведомствам, так что, напр., расходы по народному образованию оказываются разнесенными по самым различным ведомствам (просвещения, промышленности, транспорта и т. д.).
В других государствах (Англия) группировка производится по предметному принципу, вследствие чего доходы и расходы, администрируемые одним и тем же ведомством, могут быть, в зависимости от их характера, разнесены по различным предметным рубрикам. Наконец, существует смешанная система классификации, применяемая, в частности, в СССР. Все государственные расходы СССР по росписи 1926/27 разгруппированы по четырем основным подразделениям: ведомства и учреждения, государственный кредит, фонды и финансирование народного хозяйства. Внутри этих основных подразделений расходы группируются, с одной стороны, по разделам и главам, в основе которых лежат предметные признаки, а с другой—по ведомствам, расходы которых группируются по параграфам, и внутри последних—по статьям, пересекаясь в то же время с делениями на разделы и главы.
Количество последовательных звеньев в группировке государственных расходов, как и объем каждого из этих звеньев, отличаются в отдельных государствах значительным разнообразием. В СССР процесс выработки целесообразной бюджетной классификации далеко еще не закончился. Данная классификация имеет очень крупное значение в деле подготовки, утверждения и исполнения данного закона. В стадии подготовки расчлененная классификация расходов и доходов предшествующего и предстоящего сметного периода (см.) является одним из важнейших условий для правильного анализа представляемых смет. Еще большее значение такой классификации имеет в стадии утверждения бюджетного закона.
Бюджетный закон голосуется законодательными органами всегда по частям, при чем каждое отдельное голосование (вотум) может охватывать или целое ведомство, или отдельную главу, или еще более мелкие подразделения сметы; каждое такое голосование закрепляет за тем или иным учреждением или мероприятием определенный кредит , т.е. установленную в законодательном порядке сумму государственных средств с определенным назначением. Чем дробнее те разделы, по которым происходит голосование закона, чем глубже специализация кредита, тем больше исполнительные органы оказываются связанными в распоряжении их кредитами.
В СССР сметы расходов голосуются по параграфам и, при наличии разногласия в подготовительных органах, по статьям. В стадии исполнения бюджетного закона бюджетной классификации является основой для определения объема и полномочий главн. и второстепен. распорядителей кредитов.
Бюджетные индексы
Бюджетные индексы, один из видов индексов цен (см.). Бюджетные индексы являются показателями изменения дороговизны важнейших предметов потребления рабочих. Для правильного построения бюджетные индексы необходимы две предпосылки:
1) в основе построения бюджетных индексов, как и всякого индекса, должна лежать правильная теория индексных чисел (см.), и
2) соответственно выбранная формула индекса, поскольку она применяется к стоимости массового потребления рабочего класса, должна иметь дело с правильным представлением о строении этого потребления и его динамике.
В буржуазных странах между статистическими органами и рабочими организациями обычны трения по вопросу о правильности вывода бюджетных индексов и обычны обвинения статистических органов в том, что материал, которым они оперируют для исчисления изменения стоимости жизни, не полностью представляет рабочее потребление, а главное—его динамику. В самом деле, потребление рабочего класса можно представить себе, как сумму ряда произведений, в которых множителями служат количества потребляемых продуктов для данного периода наблюдения, а множимыми—цены этого же периода. Цены меняются быстрее, чем количества и отношения потребляемых продуктов.
Поэтому статистики следят в большинстве случаев лишь за изменением цен, предполагая, что нормы потребления и их взаимоотношения остаются прежними. При таких условиях необходимо требовать, чтобы бюджетный индекс подвергался возможно чаще пересмотру, с целью возможно более близкого приближения его к изменившемуся уровню и характеру потребностей пролетариата. Качество бюджетных индексов зависит:
1) от того, в какой мере охватывается масса трудящихся, чье потребление бюджетных индексов должен характеризовать,
2) от объема набора, т. е. от количества (и также качества) входящих в него предметов, от структуры его, т. е. состава и соотношения отдельных его частей,
3) от правильного способа регистрации цен и
4) от самых методов определения стоимости жизни.
Территориальная сеть, охватываемая индексы, т. е. число пунктов, входящих в исчисление, сильно колеблется для расчета, от одного или нескольких крупных центров (Австрия, Польша) до значительного числа населенных пунктов (Великобритания— около 620, СССР — 229, Германия—72).
Здесь важно не -одно лишь количество, а еще репрезентативность пунктов с точки зрения охвата разнообразных по типу районов, которые одновременно представляли бы учитываемые массы с подавляющим удельным весом, т. е. наиболее типичных и крупных рабочих центров. В статистической практике встречаются индексы самые различные по своей полноте, от примитивнейших, учитывающих, главным образом, пищевые продукты, до наиболее сложных, учитывающих все главнейшие статьи рабочего бюджета. Господствующую роль при составлении бюджетного набора играет ие столько количество учитываемых объектов, сколько их репрезентативность.
Для репрезентативности бюджетных индексов имеет значение, какую долю реального бюджета они представляют. Здесь также встречаются колебания от 60% (Австралия) до 80% (Бельгия) и даже 90% (СССР). Далее, должны учитываться наиболее насущные, типичные, постоянные виды потребления. Обычные рубрики полного бюджетных индексов:
-питание,
-жилище,
-отопление-освещение,
-одежда,
-разные расходы.
Последняя рубрика не везде фигурирует или ей отводится незначительное место, а, между тем, она играет видную роль в бюджете рабочего, включая расходы на культурные нужды по финансированию рабочих организаций и др. Наиболее существенное значение для построения индексов имеет определение удельного веса каждой из бюджетных статей.
Между тем, соотношение расходных статей, в действительности, все время меняется, в зависимости от изменения социального уровня потребностей, а также неодинакового роста цен на различные предметы. Примером последнего рода может служить уменьшение удельного веса квартирной статьи в странах, где имело место законодательное ограничение роста арендной платы. Так, в Германии в декабре 1923 индексы отдельных статей расходились следующим образом (1913 = 100; см. таблицу на ст. 432). Несмотря на резкое относительное уменьшение квартирной статьи, она взвешивалась по довоенным весам, что заметно понижало общий показатель стоимости жизни (а, следовательно, преувеличивало реальную заработную плату).
Под «стоимостью жизни», пользуясь определением А. Боули, следует строго понимать «стоимость в известном районе определенного рода продуктов, покупаемых в частые промежутки времени лицами определенной социальной или промышленной группы и при потреблении которых достигается известный уровень хозяйственного благосостояния». Существует несколько методов исчисления стоимости жизни:
1) Метод глобального (совокупного) потребления заключается в том, что, на основании данных об объеме продукции, экспорте и импорте (продукция + + импорт—экспорт), определяется общее потребление страны и отношение отдельных видов потребления к совокупному национальному потреблению. Эти пропорции служат весами для построения индекса. Грубость этого метода очевидна. Не отвечая специфическим требованиям измерения стоимости жизни в вышеуказанном смысле, он страдает еще тем недостатком, что при нем не могут быть учитываемы статьи, имеющие характер услуг. Метод практикуется в Австралии, Нов. Зеландии, Юж. Африке.
2) Метод типического бюджета, или эмпирический, имеющий наиболее широкое применение, базируется на широких бюджетных обследованиях потребления рабочих семей. Тотальный индекс при этом либо выводится из индексов, конструируемых для отдельных районов, либо—из общенациональных средних цен. Преимущества этого метода заключаются в том, что при построении индекса учитываются реальный уровень и структура потребления и, кроме того, он дает возможность построить индекс для любой группы населения, взятой в социальном, профессиональном или другом разрезе.
3) Метод физиологического минимума, или теоретический, заключается в определении, преимущественно теоретическим путем, минимума средств существования, необходимого для поддержания здоровья и трудоспособности семьи. Минимум питания определяется количеством калорий или питательных элементов (белков, жиров, углеводов).
К стоимости продуктов питания присоединяется стоимость платья, топлива, квартиры и т. д., исходя из потребления взрослого рабочего, получающего минимальную заработную плату. Метод практикуется в Литве, практиковался в Сов. России в 191 9—22. Часто встречается комбинация его с методом типического бюджета (Германия). В последнее время буржуазная статистика делает попытку унифицировать методы исчисления индекса для всех стран. Вопросы унификации методов измерения динамики стоимости жизни в международном масштабе обсуждались на 2-й Международной конференции статистиков труда, созванной Бюро труда Лиги Наций в 1925.
Бюджетный индекс в настоящее время публикуются в большинстве стран, а в некоторых имеется даже по несколько бюджетных индексов, исчисляемых иногда и частными организациями или лицами. В большинстве стран бюджетный индекс исчисляются центральными статистическими учреждениями и органами министерств труда. Таблицы движения индексов главнейших стран публикуются в елгемесячнике Женевского бюро труда—«Revue Inter du Travail», индексы отдельных стран с пояснениями—в официальных органах этих стран. Движение бюджетных индексов различных стран с 1914 по 1927 видно из таблицы, помещенной на ст. 435—436. Всероссийский индекс стал систематически исчисляться с 1919 (для предшествующих лет 1914—18
Соответствующее исчисление произведено впоследствии по данным местных самоуправлений Москвы, Петрограда и ряда провинциальных центров). Первоначально (1919—21) Б. и. являлся лишь индексом цен 16 пищевых продуктов, представлявших суточную норму потребления взрослого рабочего (2.700 кал.), сконструированную по данным бюджетного обследования 1918. С 1922 Б. и. охватывал уже 24 товара, из них 15 пищ. продуктов.
Бюджетные комиссии.
Так как утверждение бюджетного закона является чрезвычайно ответственным актом, то повсюду, где такое утверждение принадлежит законодательным палатам, Средний годовой бюджетный индекс 1,4 2 1,9 6 2,0 2 2,2 0 — 2, 03 — В 1924 изменены нормы взвешивания и увеличено число пунктов наблюдения (229 городов, вместо 100). С 1 окт. 1926 введен новый «Всесоюзный бюджетный индекс статистики труда и Госплана», в котором:
1) расширено до 40 число товаров и изменены нормы взвешивания,
2) включены новые статьи— квартира и коммунальные услуги, культурно — просветительные и хозяйственные расходы,
3) стали учитываться цены государственной, кооперативной и частной торговли, в зависимости от их действительного значения в рабочем бюджете.
Пересмотры бюджетных индексов обусловливались как изменениями в условиях жизни рабочих СССР, так и накоплением материалов. Изменение состава бюджетного набора бюджетный индекс статистики труда и Госплана видно из табл. на ст. 433 — 34. В наст, время (1927) ежемесячно исчисляются:
1) общий бюджетный индекс по старому набору 1924,
2) общий бюджетный индекс по новому набору 1926 по ценам частной торговли,
3) то же по взвешенным ценам (государственной, кооперативной и частной торговли). индекс публикуется в журналах: «Статистика Труда» и «Экономическое Обозрение».
По взвешенным ценам. последние поручают предварительное рассмотрение и изучение проекта бюджетного закона особым бюджетными комиссиями или комитетам. В Англии такой комитет составляется из всех членов палаты, желающих предварительно изучить бюджет. Состав комитета не является постоянным, меняясь в каждом заседании, в зависимости от присутствующих членов палаты. В Соед Штатах Сев. Америки комитет по финансовым делам (или комитет ассигнований), наряду с другими комитетами конгресса, назначается спикером при открытии конгресса на все время полномочий последнего. Во Франции бюджетные комиссии назначаются палатой для рассмотрения каждого бюджета. В большинстве др. европейских стран комиссии действуют также в качестве постоянных органов палат по изучению бюджета.
Компетенция бюджетных комиссий в разных странах неодинакова, в связи с большими различиями в праве бюджетной инициативы (см.) законодательных палат. В Англии инициатива комитетов ограничена в связи с тем, что инициатива в деле составления бюджета здесь целиком принадлежит правительству, согласно формуле: «роль правительства—предлагать, роль парламента— утверждать». Заседания комиссий в большинстве буржуазн. стран носят закрытый характер. В СССР бюджетными комиссиями являются постоянными органами ЦИКов и обладают широким правом бюджетной инициативы. По действующей практике, наши бюджетные комиссии, в отличие от большинства западно-европейских парламентских, не только сокращают исчисленные правительством расходы и доходы по отдельным статьям, но и увеличивают их, когда находят это необходимым. В зависимости от более уточненных пересчетов или вновь выявившихся обстоятельств, бюджетные комиссии существенно изменяют иногда и самый баланс бюджета, представленный правительством.
ВЦИКом 18 декабря 1922 («Собр. Узак. и Расп.», 1922, № 1, ст. 14). Регулярный характер работа бюджетных комиссий приобретает, однако, только со времени установления твердой валюты. В 1925, уяда на основе оформившейся тогда работы Б. к. ЦИК’ а СССР, было издано Положение о ней, а затем, по типу этой бюджетные комиссии, возникли республиканские комиссии. В компетенцию бюджетные комиссии, согласно действующего закона («Собр. Зак. и Расп.», 1925, № 21, ст. 520), входит: предварительное рассмотрение одобренного Советом Народных Комиссаров бюджета и отчета об исполнении его, рассмотрение представлений Совета Народных Комиссаров по вопросам, связанным с утверждением ЦИК’ом единого государственного бюджета или с определением бюджетных прав Союза и союзных республик, а также рассмотрение всякого рода других вопросов бюджетного характера и директив по составлению и исполнению бюджета, восходящих на утверждение ЦИК’а .
Закон предоставляет комиссии право требовать от подлежащих ведомств и учреждений и от правительств Союза и союзных республик всякого рода материалы и сведения, касающиеся вопросов, подлежащих рассмотрению в бюджетные комиссии, а также вызывать на свои заседания представителей заинтересованных ведомств и учреждений для дачи объяснений. Все ведомства и учреждения, находящиеся на гос. бюдн-сете, обязаны копии своих смеу представлять в подлеHtanryio Б. к. одновременно с представлением их в IIКФ, а союзные республики, представляя свои бюджеты в Совет Народных Комиссаров СССР, препровождают копии таковых в бюджетные комиссии ЦИК’ а СССР.
Бюджетные комиссии, приступая к рассмотрению проекта бюджета, заслушивает общий доклад представителя правительства по бюджету. Заседания, как общее правило, происходят открыто, и на них присутствуют не только члены ЦИК’а, но и представители ведомств союзных республик и представители прессы. Таким образом, в отличие от бюджетных комиссий буржуазных парламентов, рассмотрение бюджета в наших комиссиях носит общественный характер, при чем отчеты о заседаниях публикуются в газетах. Самый проект бюджетного закона, представляемый на утверждение сессии ЦИК’а, содержит обычно, кроме предлагаемых изменений по отдельным статьям доходов и расходов к проекту бюджета, представленного правительством, также директивы по исполнению бюджета и составлению бюджета будущего года.
Бюджетный набор
Бюджетный набор, совокупность покупаемых рабочими товаров и услуг, изменение стоимости которых отражается бюджетным индексом (см.).
Бюджетный период.
Бюджетный период, промежуток времени, в течение которого действует бюджетный закон и утвержденный им план доходов и расходов. Кредиты, назначаемые бюджетными законами, могут быть использованы, по общему правилу, лишь в течение данного периода. Доходы могут быть отнесены к данному периоду также лишь в том случае, если они поступили в течение этого периода. В современных государствах бюджетный период равен году. Более длительные бюджетный период, доходившие в прежнее время до 4-х и более лет, непригодны при современных, быстро изменяющихся экономических условиях.
Начало бюджетного периода не всегда совпадает с началом календарного года. В СССР начало периода с 1922 отнесено на 1 октября. В Англии и Германии продолжается с 1-го апреля по 31-е марта; в С.-А. Соед. Штатах, Японии, Италии бюджетный период начинается с 1-го июля; во Франции, Испании, Бельгии и др.— с 1-го января. Там, где состояние народного хозяйства зависит от факторов сезонного характера (высота урожая), начало бюджетного периода приурочивают к моменту, когда выявляется состояние этих факторов: такое соображение играло решающую роль при установлении начала бюджетного периода в СССР.
В индустриальных странах, где нет таких сезонных хозяйственных точек, при установлении начала стремятся к тому, чтобы период рассмотрения бюджетного закона в законодательных учреждениях совпадал с их сессиями,-—По окончании бюджетного периода, кредиты, отпущенные ведомствам и учреждениям и не использованные ими, закрываются. Однако, в связи с тем, что к концу периода многие работы, производимые за счет кредитов данного бюджетного периода, оказываются незаконченными или же недавно законченные работы не успевают еще оплатить, во многих государствах устанавливаются льготные сроки, в течение которых разрешается использовать не затраченные кредиты закончившегося года.
Удлиненный льготным сроком, бюджетного периода носит название сметного периода. Будучи во многих отношениях целесообразным, существование сметного периода ведет, однако, it затягиванию отчетности по исполнению бюджеттного закона и облегчает нарушение дисциплины (см.), позволяя за счет неиспользованных кредитов производить новые расходы или покрывать непокрытые старые расходы из кредитов нового бюджетного периода. В связи с этим, в Англии не допускается никаких льготных сроков, и в данный период заносятся только суммы, фактически поступившие или вышедшие из казначейства от начала до конца бюджетного периода.
В СССР до 1926/27 допускался льготный срок в 1 месяц, удлинявшийся в некоторых случаях (строительные кредиты) до 6 месяцев; с 1926/27 льготные сроки отменены, и бюджетный закон действует лишь с 1-го окт. по 30 септ, следующего года. См. также Бюджет государственный.
Бюджетный рубль
бюджетный рубль, условная счетная единица, равная по покупательной силе довоенному рублю (1913). Для того, чтобы сумму, выраженную в текущей денежной единице, перевести в Бюджетный рубль, надо ее разделить на бюджетный индекс (см.).
Бюджетография
Бюджетография, форма счетоводства, предлоижеиная итальянским автором Филиппипи в 1863. Особенностью бюджетографии является то, что эта форма счетоводства пользуется особым журналом для хронологической записи всех операций, выполненных с контрагентами хозяйства (дебиторами и кредиторами); после записи каждой операции определяется саль ото сальдо выписывается рядом с суммой по операции; т. о., бюджетография дает возможность иметь текущие сведения о состоянии расчетов с каждым отдельным контрагентом хозяйства (сальдо счета). бюджетография является одной из наиболее совершенных форм простого счетоводства; однако, широкого распространения она не получила..
Бюджеты крестьянские.
Хозяйственная жизнь крестьянского двора получает в Бюджете свое всестороннее и детальное отражение. Бюджетное описание включает :
а) учет хозяйственного имущества, землепользования, рабочего и потребительского состава двора;
б) приходную часть, регистрирующую все поступления хозяйства, как от внутри-хозяйственных производительных отраслей, так и от занятий членов хозяйства на стороне;
в) расходную, учитывающую издержки как по хозяйству, так и по личному потреблению семьи хозяина.
За этими общими для всех бюджетных описаний моментами идут крупные различия в способах собирания данных, программах обследований, методах разработки и т. д. Из иностранных работ по бюджетам крестьянским выделяются сев.-американские, швейцарские и датские; получаются эти бюджеты крестьянские, по преимуществу, анкетным путем, подчас от хозяйств, ведущих специальное текущее счетоводство. В разработанном виде бюджета крестьянского в Соед. Шт. С. А. публикуются в виде бюллетеней департаментов земледелия,—центрального и отдельных штатов, швейцарские бюджетаы крестьянские опубликованы в работах Э. JIaypa, датские — в работах Ларсена.
Русская статистика бюджета крестьянского разрабатывала свои приемы и развивалась в значительной мере самостоятельно. Основной принятый у нас способ собирания данных—т. п. «экспедиционный»—сбор сведений статистиком на месте путем опроса; значительно меньшее распространение получили анкетные обследования и лишь по единичным хозяйствам удавалось получить бюджет крестьянский, основанные на регулярном текущем счетоводстве. Типичность бюджет крестьянский, в отношении различных слоев крестьянства, уже при экспедиционном способе обычно нарушалась в сторону большего охвата развитых (зажиточных) хозяев; подавно это имело место при получении материалов от добровольных корреспондентов.
Программа описания в первой крупной русской работе (воронежские бюджет крестьянский 1880-х гг.), отражавшая повышенный интерес к организации и размерам потребления, в дальнейшем все в большей мере переносит центр тяжести к вопросам организации производства (главнейшие работы— калужская 1890-х гг. и вологодская 1900-х). В последних дореволюционных обследованиях, в соответствии с тенденцией крепнущих слоев деревни к рационализации своего хозяйства, уже, как главная задача, ставится освещение «организационного плана» крестьянского хозяйства отдельных отраслей внутри его и т. д. (работы—волоколамская 1910, тамбовская 1915 и др.).
Для выяснения социальных отношений в деревне бюджет крестьянский давали до сих пор мало; как попытка использовать их в целях анализа социально-экономических типов должна быть отмечена пензенская работа (1913), технически мало удачная. Начиная с 1922 обследования, до революции проводившиеся разрозненно, по инициативе отдельных земств, иногда даясе частных лиц, вводятся в план общегосударственной статистики, приобретают регулярность и широкий охват (в 1926 описано около 11 т. хозяйств), первоначально в некоторой мере за счет качества материала и его разработки. Марксистский подход в изучении Б. к. в основном был дан В. И. Лениным еще в конце 19 в. в его анализе воронежских Б. к.
Однако, до последнего времени научная обработка Б. к. сосредоточивалась, по преимуществу, у представителей направления, толковавшего крестьянское хозяйство, как семейно — потребительское (проф. А. И. Челинцев, А. В. Чаянов, Н. П. Макаров и др.), и выдвинувшегося в противовес ему течения, рассматривавшего крестьянское хозяйство, как «приобретательское» (Л. II. Литошепко, С. Н. Прокопович, Г. Студепский). Разработка пореволюционных бюджетов крестьянских, опубликованная до 1927, не дает достаточных материалов для выявления тех сдвигов, которые произошли в крестьянском хозяйстве в результате революции. Разработка бюджетов крестьянских должна, в первую очередь, дать характеристику организации различных социально-экономических типов крестьянских хозяйств; главнейшие моменты, какие должны быть здесь освещены: размеры и характер средств производства, трудовая организация, связь хозяйства с рынком и система хозяйства, доход, накопление и потребление.
Размеры средств производства у крестьян, как в довоенной России, так и в СССР весьма невелики. По обследованиям, приблизительно равномерно охватившим различные слои деревни, крестьянские хозяйства следующим образом распределялись по стоимости хозяйственных построек и инвентаря живого и мертвого (в % ко всему числу обследованных хозяйств):
-Распределение крестьянских хозяйств в %.
-Район и год обследования
-Стоим, средств произв. в довоенных руб.
Средняя стоимость имущества америк. фермеров по цензу 1920: строения (включая и жилые)—1.781 долл., орудия и машины— 557 долл. и скот—1.243 долл., т.е. , примерно, раз в 10—20 больше, чем у российского крестьянина.—По различным группам хозяйств больше всего изменяется стоимость мертвого инвентаря, при чем рост его у хозяйств капиталистического типа


