Арабы—народ семитического происхождения, родиной которого является Аравия, но который теперь широко распространился по Передней Азии и северной Африке. Арабы известны истории еще в глубокой древности. В оживленных сношениях с Аравией были вавилоняне еще при Аккадской династии (2800—2600 до хр. э.), однако, до эпохи средневековья Арабы не выходили за пределы п-ова Аравии, и культура их имела местное значение. В 9 в. до хр. э. известно находившееся в вассальной зависимости от Дамаска арабское княжество.

Арабы. (Ист-й Очерк)
В 8—7 вв. существовало арабское княжество на Синайском п-ове и в сев. Лежащее, на караванном пути между Сирией и Египтом. В последующие века здесь возникло царство Набатейское, попавшее позже в вассальную зависимость от Рима; с 106 хр. э. оно обратилось в римскую провинцию (Provincia Arabia). В конце 2 в. на сев. границе Аравии образовалось государство Хирское, вассал Персии, а в конце 3 в. — Гассанское, вассал Рима. Они играли роль буфера в борьбе двух великих держав, пока оба не подчинились Магомету.
Товары из Индии, шедшие на Египет и к Средиземному м., привозились по морю в Оман, откуда шли частью караванным путем на Йемен, Геджас и к Синайскому п-ову. Древняя культура Арабов развилась на Ю.-З. Аравии, гл. обр. в Йемене и прилежащих к нему областях. Около 1400 до хр. э. в Йемене образовалось Минейское царство, владевшее и Гадрамаутом. В Геджасе и на С. от него, на караванном пути, минейские Арабы устроили ряд факторий, из к-рых после выросли города—Мекка, Ятриб-Медина, Петра и др. Минейское царство было феодальным объединением полу самостоятельных племен. Во главе его стоял наследственный монарх, ограниченный советом представителей военной и торговой знати и духовенства.
В середине 6 в. Минейское царство было уничтожено сабейским, с центром в Магрибе, объединившим весь Йемен. Социальный и политический строй Сабейского царства был однороден с Минейским. Ок. 100 до хр. э. сабейские цари покончили с сильнейшим вассалом, владетелем Рейдана (химьярским князем). Центр Сабейского царства перешел в Химьярскую область. С этого момента оно называется Химьярским или Гомеритским (по греч. произношению); для него наступает эпоха экономического и культурного расцвета: ведется оживленная торговля с птолемеевским Египтом как по сухопутью— через Синай, так и по Красному м.; к этой же эпохе относится сооружение Магрибской оросительной системы.
Недаром в античном мире страна эта становится известной под именем «Счастливой Аравии».
В половине 1 в. хр. э. мореплаватели научились пользоваться пассатными ветрами, благодаря чему стали возможны прямые морские сношения Египта и Средиземноморья с Индией. Большая часть торговых судов перестала разгружаться в Омане, и караванный путь через Йемен потерял значение. Это вызвало культурный упадок Химьярского царства. В борьбе между Римом, стремившимся к Персидскому заливу, и Персией, старавшейся выйти к Средиземному м., Йемен был на стороне последней, тогда как его соперница в Красном м., Абиссиния, —на стороне Рима. В 4 в. Абиссиния начинает борьбу с Арабами и около 30 лет владеет всем почти Йеменом.
Борьба 5—6 вв. окончилась вторичной победой абиссинцев, к-рые владели страной более 50 лет и были изгнаны лишь при помощи персов. В конце 6 в. Йемен стал персид. провинцией; ее наместник после подчинился Магомету.
Средние века и новое время до эпохи империализма.
В первой половине 7 в., в момент ослабления Византии и Персии, конкурентов в мировой торговле, Арабы Неджда и Геджаса объединились вокруг торгового города Мекки и лежавшего к С. от него на караванном пути Ятриба-Медины; они завоевали сперва почти всю Аравию, а затем создали мировую торговую империю. Завоевания шли под знаменем новой религии ислама (см.). К 80 гг. 7 в. Арабы завоевали Персию, Армению, Сирию с Палестиной, Египет и африканское побережье до Марокко. К концу первой трети 8 в. в их руках был Пиренейский п-ов, все сев. побережье Африки и сев.-зап. угол Индии. Арабское государство— халифат (см.) — находилось в это время на вершине своего могущества.
Арабы владели б. ч. культурных стран Средиземного м. Образовался небывалый до этого по размеру круг торгового обмена, значительно превышавший район, объединенный римлянами. Все восточные товары шли или из арабских владений, или через них. Арабы захватили в свои руки торговые пути почти на всем протяжении Старого Света—от Атлантического океана до Гималаев и Китая. В 9 в. арабские купцы появлялись в Китае, на Яве, Цейлоне, зап. берегу Индостана, вост. берегу Африки, в России. Их товары шли до Новгорода и Готланда, в центральной Африке доходили до Нигера и оз. Чад (см. карту «Арабские торговые пути»).
- Этот огромный круг вызвал расширение географического кругозора и расцвет наук, в особенности точных:
- математики,
- астрономии,
- естественных наук и
- медицины.
Объединив Средиземноморье, Арабы поддерживали- материальную культуру бывших римских и персидских владений. Достижения античной культуры перешли в Зап. Европу, гл. обр., через Арабов.
Подъем материальной культуры Арабов вызвал также расцвет искусства и литературы.
Крупнейшие города арабской империи были умственными центрами до позднего средневековья. Особенно выдавалась Кордова с ее знаменитым университетом. В первое время после завоеваний Арабов устраивались среди покоренного населения как бы военным лагерем, не сливаясь с ним. Собирая доходы с завоеванных провинций, они оставляли им их прежнее устройство. Скоро, однако, Арабы стали пополнять ряды помещичьего и торгового классов; благодаря своей малочисленности по сравнению с туземцами они растворились среди последних. Однако, на все провинции был наложен отпечаток арабской культуры (международный арабский язык).
С середины 8 в. среди покоренных начало нарастать национальное движение, следствием чего явилось ослабление политического могущества и распад халифата. В самом центре империи, Багдаде, стремление персов к национ. возрождению привело к смене династии Омейядов Аббасидами (750), передавшими административное управление персам. Во второй половине 8 в. от халифата отделились Испания, Марокко; вслед за Марокко— и остальная сев. Африка, кроме Египта, отделившегося, в свою очередь, в 60-х гг. 9 в.; в начале этого же столетия стала самостоятельной большая часть Персии.
10 в. является началом политического падения Арабов на Востоке.
Прежде всего халифат теснит Византия, единственное государство Средиземного м., к-рое, владея выходами среднеазиатских караванных путей и Черным м. и имея флот, технически превосходивший арабский, конкурировало с Арабами в европейской торговле. Ко 2-й половине 10 в. Византия, усилившись завоеванием важных рынков на С., овладела морскими базами Арабов в вост. части Средиземного м., значительными территориями халифата в Азии и заперла Арабам выход к Каспийскому м. и Кавказу. Этим перед азиатские Арабы были почти лишены возможности вести торговлю с Зап. Европой. В 11 в. арабскими землями на В. овладевают турки-сельджуки и затем крестоносцы.
Политическая смерть Арабов на B. не привела к упадку арабской культуры. Во время крестовых походов (см.), сломивших Византию, начинаются прямые торговые сношения Зап. Европы с Востоком (см. Левант,). В 12—14 вв. арабская торговля, особенно в сев. Африке, переживает новый огромный подъем. В это именно время арабская культура особенно заметно влияет на зап. -европейскую. Лишь с 14 в. торговое и культурное значение арабских стран было подорвано турками-османами. Феодально-организованные, полудикие турки хозяйничая в Азии, создали преграду для торговых сношений Европы с дальним востоком через Переднюю Азию. Это вызвало искания европейцами новых путей на восток.
С открытием великих океанских путей, торговое значение стран арабской культуры пало. Вместе с тем окончательно исчезли и арабские государства. К началу 16 в. турки создали обширное государство на В. Средиземноморья, а в середине столетия им подчинилась почти вся сев. Африка (кроме Марокко). С Пиренейского п-ова Арабы были изгнаны испанцами еще в конце 15 в. Турецкое владычество окончательно погубило развитие средневековой арабской культуры. Турки организовали лишь систематическую эксплуатацию сил покоренных стран, приводившую, иногда, к разрушению их хозяйства. Местами они намеренно уничтожали культурные достижения Арабов, напр. оросительную систему.
Такими мерами турки старались ослабить политическую роль покоренного населения. Почти во все время турецкого владычества среди Арабов не прекращались революционно освободительные движения против турок. Особой силы они достигают в 18 в.; в половине столетия Арабы Неджда, обрести от турок фактически независимой, завоевали юж. половину Месопотамии и удерживали ее до 60-х гг. 19 в. С конца 18 в. они начинают завоевание Аравии и пограничных с нею областей (т. н. движения ваххабитов, см. Ваххабиты). Во втором десятилетии 19 в. они овладевают большей частью Аравии, Геджасом, Оманом и др. Однако, продвижение их было остановлено Египтом: египетские войска рядом походов заставили ваххабитов ограничиться своими исконными владениями в Неджде.

Турки воспользовались успехом египтян, удержав в своих руках ряд пунктов в Аравии. Еще с начала 18 в. стал самостоятельным Тунис, сохранивший лишь номинальный вассалитет султану Турции. Власть турок во многих арабских областях была лишь номинальной, напр., в сев. Африке и большей части Аравии, ряд областей к-рой был совершенно самостоятелен. Эти области связаны были с турками почти одним только признанием султана халифом. Эти области связаны были с турками почти одним только признанием султана халифом. В 19 в. ряд стран арабской культуры переходит под власть европейцев: в 1830 Франция овладела Алжиром и в 1881 Тунисом (регентство Франции); Англия в 1882 оккупировала Египет (номинально он оставался вассалом Турции).
Эпоха империализма и национально-освободительное движение Арабов в последнее время.
В 20 в. под влиянием революционного движения на Западе и в Турции, во всех арабских провинциях начинается организация специальных арабских обществ, охвативших широкие круги арабской интеллигенции и преследующих чисто политические цели. Деятельность этих политических организаций протекала в трех направлениях, в зависимости от чего и сами организации делились на три резко отличающиеся друг от друга группы. К первой принадлежат общества культурно-просветительного типа, ведущие пропаганду идей независимости при посредстве печати. Вторую составляли тайные общества, преследовавшие цели вооруженного восстания (военно-революционные). К третьей—принадлежало «Общество Возрождения Ливана» и «Общество реформ», ставившее себе задачей расширение автономии Ливана.
В 1912 в Египте основано центральное об-во «Аль-Ла-Марказийя». Вначале оно преследовало цель достижения автономии арабских областей Турции. Общество имело многочисленные отделения в Турции и фактически объединяло деятельность всех арабских организаций как на Востоке, так и в Европе. По его инициативе в 1913 в Париже происходит арабский конгресс. Основные требования Арабов были: национальные права Арабов на османской территории, необходимость реформ на основе децентрализации, урегулирование эмиграции и иммиграции в Сирии.
По своему характеру все движение Арабов этого периода является несомненно буржуазным. Широкие массы к нему совершенно не причастны. Его социально-экономические требования ограничиваются удовлетворением потребностей местной туземной буржуазии и служилой интеллигенции. Отсутствует и твердая линия в вопросе о будущем общественном строе. Наблюдается, с одной стороны, стремление к полной независимости, с другой—готовность броситься в объятия Англии или Франции, соперничающих между собой за влияние на Арабов.
Империалистская война ускорила процесс национального самоопределения Арабов. Почти все арабские национально-революционные организации работают заодно с врагами Турции, надеясь, в будущем, на поддержку и помощь Антанты. В свою очередь, государства Антанты, учитывая политическое значение Арабского Востока, всячески стараются расположить арабских националистов в свою пользу. В 1916 происходит фактический раздел Азиатской Турции на зоны влияния (англо-франц. секретное соглашение Сайкс-Пико). С этого времени каждое государство Антанты «обрабатывает» население своей зоны.
На основании этого соглашения территории Турции были разделены на 3 зоны:
1) английскую—Месопотамия до Багдада включительно, часть сирийского побережья с портами Хайфа и Акра;
2) французскую—Киликия, побережье Сирии;
3) международную—Палестина. Кроме того, были установлены две зоны влияния в т. н. «Независимом арабском государстве», расположенном между указанными сферами влияния Англии и Франции.
Англия, постоянно заботившаяся об обеспечении связи с Индией, во время войны приходит к заключению, что это возможно достичь только путем полного господства над арабскими территориями, мимо к-рых проходят пути в Индию. Не довольствуясь распространением своего «влияния» на важные в стратегическом отношении пункты Арабистана, она создает проект политического «британского» объединения арабских территорий в вассальную федерацию, в противовес религиозному объединению Арабов, к к-рому стремились турки. В качестве проводника этой политики был выбран шериф Мекки Хусейн, к-рый в 1916 открыто выступает против турок.
На конференции в Каире (1921) окончательно оформляется создание вассальных арабских государств— Ирака, Геджаса и, немного позже, Трансиордании. Этим заканчивается процесс отделения от Турции арабских провинций, начавшийся с объявления англичанами в 1914 своего протектората над Египтом. Политика англичан, их ставка на семью Хусейна вызывает у Арабов сильнейшее недовольство. Вся ненависть направляется против проводника англ. политики Хусейна, получившего звание «короля Геджаса и всех Арабов». Увлекшись грандиозными планами создания большого панарабского государства, он вступает в конфликт с Англией из-за Палестины, к-рая была превращена последней в смешанное еврейско-арабское государство-колонию, имеющее своей задачей защиту Суэцкого канала.
Это ведет Хусейна к падению. Лишившись, благодаря своей хищнической политике, базы внутри страны, утратив материальную помощь англичан, Хусейн пускается на религиозную авантюру. Он использует отмену турками османского халифата (3/III 1924) и объявляет себя халифом. Это усиливает враждебное отношение к нему не только Арабов, но и мусульман Египта и Индии. К концу 1925 авантюра эта, как и планы англ .-арабской федерации, кончилась полным крахом. Положение других арабских государств определялось мандатами, к-рые Лига Наций, на конференции в Сан-Ремо (24/IV 1920) дала державам-победительницам.
Англия получила Палестину и Ирак, Франция—Сирию. Мандатарии установили в этих странах режим военной оккупации. Волна восстаний явилась ответом арабского населения на такое колониальное управление европейских империалистов. Придание арабским мандатным территориям внешних атрибутов самостоятельности в виде королей, парламентов, конституций, договоров с мандатарием не может серьезно изменить истинного положения этих «независимых» арабских государственных образований, являющихся в данное время обычными колониями зап. держав.
Огромное значение Арабского Востока заключается в том, что сюда, после войны, отклонились мировые пути сообщения. Теперь от Средиземного м. через Сирийскую пустыню идет самый короткий путь (автомобильный и воздушный) в Ирак и далее Персию и Индию. Здесь же от г. Хайфа предположена новая транс-арабская ж. д. на Багдад. Второй базой политико-экономического значения Арабистана является наличие неразработанных запасов нефти (Mocjyi) и огромных пространств, годных для технических культур (Ирак). Арабские страны, после империалистской войны, проходят первый этап своего национального развития, к-рый характеризуется борьбой за самостоятельное существование.
Достижениями этого периода является наличие государственных образований с определенными границами, хотя и находящихся в зависимости от империалистических держав, употребление родного языка как государственного, значительный культурный подъем, выражающийся в развитии народного образования, улучшение правового положения населения и пр. Наряду с этим, в связи с расширением торговли и промышленности, происходит создание интеллигенции и туземной буржуазии. Под влиянием проникнувшего в арабские страны капитализма здесь происходит сильный социальный сдвиг, выражающийся в переходе кочевых племен к оседлому образу жизни.
В связи с этим начинается новый подъем национального движения Арабов —ваххабитов, в особенности после империалистской войны. После процесса объединения бедуинских племен внутренней Аравии они выступают против Геджаса (1924), к-рый со времен Хусейна является барьером, преградившим путь к экономическому общению с Западом через побережье Красного м. Ваххабиты, 45% к-рых жители городов, нуждаются в рынках сбыта и получения товаров и не могут примириться с тем, что король Геджаса прекратил им доступ к морю. Кроме того, они обвиняют его в том, что он незаконно присвоил себе титул халифа, звание «короля всех арабов» и превратился в послушное орудие англичан, препятствующих свободному развитию Арабов. Уже к январю 1926 ваххабиты занимают весь Геджас и сев. часть п-ва. Англичане быстро меняют свою политику, они уже выступают в роли покровителей ваххабитов. Особым соглашением с Недждом от 1926 устанавливается граница с Ираком и Трансиорданией, при чем важные стратегические пункты Акаба и Маан (на С. Красного м.) закрепляются за Англией.
Вместе с тем Геджас переходит к султану Неджда ибн-Сауду, к-рый пытается созвать обще мусульманский конгресс для разрешения вопроса управления святыми местами и халифатского. В противовес ибн-Сауду, всемусульманский халифатский комитет в Каире также проектирует созыв конгресса для разрешения тех же вопросов. Победы ваххабитов означают провал английских планов создания федерации арабских государств вокруг послушного Геджаса. Одновременно с распространением ваххабитов на Севере идет расширение Йемена на юге Аравии. Эмир Йемена, Имам Яхья, успешно отвоевывает территории у соседних Асира и Хадрамаута и является почти полновластным хозяином всего Юга Аравии.
Такая консолидация разрозненных арабских владений и племен в два крупные независимые государства, при наличии постоянной конкуренции империалистических держав за влияние, легко может повлечь за собой столкновение этих арабских государств. Это вполне соответствует политике Англии, желающей отвлечь внимание ваххабитов от своих мандатных территорий (Ирака, Трансиордании, Палестины).


