Ассирия, страна, расположенная в верхнем течении Тигра (в районе верхнего и нижнего Забов),ограничена: на С.—горами нынешней Армении, где в древности находилось халдское царство Урарту (см. Халды); с ним Ассирии приходилось вести упорную борьбу; на В.—Мидийскими горами, областью древних мидян; впоследствии они в союзе с халдами положили конец ассир. государству; на Ю.—территорией Вавилона, к-рому в древности Ассирия была подчинена, но к-рый впоследствии неоднократно находился под властью ассир. царей. С 3 . к Ассирии примыкает обширная степь; позади нее расположена плодородная страна, орошаемая верхним Евфратом и его левыми притоками; здесь в древности находилось хеттское царство Митанни (см. Хетты), к-рое позднее сменил ряд мелких арамейских государств. Это—главная область распространения Ассирии, служившая базой для дальнейших завоеваний.

Ассирия. Исто-й Очерк
Первоначальная территория А. представляла собой возвышенную, хорошо орошенную страну, вполне пригодную для земледелия и садоводства; в лесах водилось много дичи; недра земли доставляли железо, медь и свинец, а также превосходный камень для построек. Население составляли семиты, повидимому, с примесью хеттского элемента. В естественных условиях страны, не нуждающейся в искусственном орошении и представляющей благоприятные условия для охоты, можно видеть одну из причин могущества и воинственности ассириян, завоевавших впоследствии всю Переднюю Азию и временно подчинивших своей власти Египет.
—О древнейшем периоде истории Ассирии, когда слагались основные черты ее хозяйственного и политического быта, мы весьма недостаточно осведомлены; не вполне ясно и происхождение ассир. культуры: древнейшие памятники указывают на влияние шумеров (см. Вавилон), но первые цари, к-рым традиция приписывает основание г. Ашшура и его городских стен, носят митаннийские имена (Ушпиа и Кикиа). Уже в 3-м тысячелетии здесь существуют городские поселения (Ашшур, Ниневия, Арбела) с храмами местных божеств (Ашшур и Иштар). Повидимому, в очень ранний период ассирияне успели распространиться далеко на 3., на что указывают памятники ассир. колонистов в вост. части М. Азии. В 20 в. до хр. э. (при вавилон. царе Хаммураби) Ассирия находилась в подчинении у Вавилона; упадок последнего при касситской династии (см. Вавилон) способствовал самостоятельному развитию ассир. государства; в 19 в. мы слышим о самостоятельных военных действиях ассириян; затем, на протяжении более трех веков о судьбе Ассирии известно очень мало.
К концу этого периода в Месопотамии утвердилось царство Митанни, к-рое в 15 в. стремится подчинить своей власти Ассирию; митаннийский царь Тушратта имел возможность послать в дар египетскому фараону статую ниневийской богини Иштар; повидимому, он временно владел Ниневией. В 14 в. (при царе Ассурубаллите) Ассирия освобождается от господства Митанни; позднее, в 13 в. (при Салманассаре I) Ассирия, тесня митаннийцев, утверждается в Месопотамии. Последствием этого было столкновение Ассирии с другим хеттским царством, имевшим свой центр в М. Азии, но распространившим свою власть и на сев. Сирию, согласно мирного договора с Египтом: хеттский царь Хаттушиль вел сношения с Вавилоном против Ассирии.
В 12 в., вследствие нападения на Сирию сев. народов (пришедших морем из района эгейской культуры), значение хеттского царства было подорвано, и роль его на побережья Средиземного м. постепенно переходит к Ассири. Вскоре (при Тиглат-Палассаре I) хетты были оттеснены в М. Азию, ассир. войско дошло до берега Средиземного м. и ассир. царь получил дары от фараона, чем было признано право Ассирии на область, ранее принадлежавшую хеттам. Вместе с тем, Ассирия стремится распространить свое влияние и на Ю., в сторону Вавилона, сперва путем мирных сношений и родственных связей, к-рые дают ей повод для вмешательства во внутренние дела Вавилона; затем, после ряда войн, Вавилон временно подчинен Ассирии (при Тиглат-Палассаре I).
Т. о., уже в тот период намечается основная тенденция последующей политики Ассирии—стремление к обладанию важнейшими торговыми путями, на 3. —к Средиземному м. и на Ю.—к Персидскому заливу. Но достигнутое могущество оказалось непрочным. Ассирия вскоре утрачивает господство в Вавилоне и, лишившись своих владений на западе, на целых два века отступает на задний план. —Внутреннее состояние Ассирии в рассмотренный период не может быть восстановлено за недостатком данных. Несравненно лучше мы осведомлены относительно последующего периода ассир. истории, особенно начиная с 9 в. Независимо от царских анналов, контролируемых параллельными источниками соседних народов, мы располагаем также значительным количеством деловых документов, начиная с переписки царей и высших представителей администрации и кончая расчетными листами рабочих.
Данные этих источников превосходно дополняются памятниками материальной культуры и изобразительного искусства. Экономическое состояние представляется в следующем виде. Ассирия —страна преимущественно земледельческая с преобладанием крупного землевладения, обслуживаемого через посредство арендаторов крепостными, частью рабами. Сельские продукты доставляются для сбыта в города, где существует уже довольно многочисленное торгово-промышленное население; фабрики и мастерские, обслуживаемые рабами, заняты изготовлением тканей, мебели, посуды, а также изделий прикладного искусства.
Сырой материал частью доставляется внешней торговлей; меновым товаром служит золото, серебро и медь в слитках определенного веса. Развитие торговли способствует переходу от натурального хозяйства к денежному; жалованье чиновникам выдается не только натурой, но и деньгами. При займах и торговых сделках, сопровождавшиеся письменными обязательствами, принимается во внимание колебание курса и отношение серебра к золоту; капитал приносит проценты. Крупный капитал, как и крупные земельные владения, находятся преимущественно в руках жрецов. Отдельно от них стоит сословие чиновников, при посредстве к-рых неограниченный монарх управляет страной.
Несмотря на большое разнообразие должностей, функции должностных лиц не были строго разграничены; наблюдается совмещение в одних руках гражданской и военной, а также судебной и административной власти. Письменное делопроизводство обслуживается большим штатом писцов. Войско первоначально состоит из народного ополчения и отряда царских телохранителей. Позднее появляется постоянное наемное войско, вербуемое из населения покоренных стран. В отношении военной техники Ассирия далеко опередила другие страны древнего Востока. Войско, численность к-рого доходила до 150 т. ч., состояло из пехоты, боевых колесниц, а также конницы, теперь впервые приобретающей значение в военном деле. Превосходно снабженное орудиями защиты и нападения, войско это было также вполне приспособлено для далеких и трудных переходов, имея в своем составе инженерные части, необходимые для наведения понтонных мостов и для сооружения стенобитных машин и других приспособлений.
Основные цели внешней политики в общем те же, что и в предыдущий период, но в международных отношениях произошли существенные перемены. В течение 11 и 10 вв. не только Ассирия, но также Вавилон и Египет переживают период политического упадка; хетты утратили свое значение в Сирии, а Египет—в Палестине. Т. о., здесь могли возникнуть новые политические образования. На Ю. появляется Израильско Иудейское царство, к 3 . от него основались филистимские города-государства, на побережьи Средиземного м. начинается расцвет финикийских торговых городов. Сирия и Месопотамия заняты арамеями, к-рые, наряду с остатками хеттов, образовали здесь ряд мелких государств. Важнейшим из них был Дамаск, приобревший крупное значение, как узловой пункт для торговли между Вавилоном и Средиземным м., и стремившийся подчинить своему влиянию соседние государства.
В конце 10 в. Ассирия выходит из состояния упадка и постепенно приобретает крупное политическое значение. Заняв вновь Месопотамию, она пытается (при Ассурназирпале, 885—859) распространить свое влияние на 3. от Евфрата и пробить себе путь к Средиземному м. После того как покорены были северно — арамейские (и хеттские) КНЯЖества, финикийские города Тир, Сидон и др. изъявляют покорность Ассирии; в их соседстве появляется ассир. колония. Но сношениям Ассирии с морским побережьем угрожает с тыла Дамаск, против к-рого направлены военные действия последующего царствования (Салманассара II, 860—825). В битве при Каркаре (в сев. Сирии) ассирияне столкнулись с объединенными войсками Дамаска и целого ряда подчиненных ему сиро-палестинских государств (в числе их Израильское царство при Ахаве). Ассир. войска вынуждены были отступить, но вскоре коалиция распалась; в Дамаске и в Израильском царстве произошли перевороты, быть может, при поддержке Ассирии.
При вторичном появлении ассириян Дамаск, лишенный помощи союзников, не мог оказать серьезного сопротивления. Израильский царь Иегу принес дары ассир. царю (что изображено на известном обелиске Салманассара), а Тир и Сидон вновь подчинились Ассириянам. Дамаск, впрочем, не был взят, и борьба с ним продолжалась еще более столетия. В конце царствования Салманассара в Ассирии вспыхнуло восстание, подавление к-рого отняло два года. Затем Ассирия ведет малоуспешные войны против мидян и теснящих ее с С. халдов. При Ададнирари IV (810—782) Вавилон, вследствие внутренних смут, попадает в вассальную зависимость от Ассирии; при этом царе Дамаск платит еще дань, но постепенно Ассирия утрачивает свое влияние на западе и, вместе с тем, оказывается бессильной в борьбе с урартийским царством, к-рое теперь достигло значительного могущества и успешно расширяет свои владения за счет Ассирии.
Снова приходится констатировать непрочность завоеваний Ассирии и неспособность ее огромного войска обеспечить безопасность государства. Причины (наиболее отчетливо формулированные Винклером) кроются в социально-экономических условиях. Страна, хозяйство к-рой основано было на рабстве и крепостном праве, не в состоянии была выделить излишек населения, необходимый для прочного занятия покоренных земель. Порабощение основного ядра населения, делавшее его ненадежным элементом в армии, и полное истощение его повинностями неизбежно переносило центр тяжести к иноземному наемному войску, содержание к-рого шло преимущественно за счет военной добычи.
Отсюда понятно, почему ассир. войско, столь успешное в наступательных войнах, нередко терпело поражения, когда дело шло об обороне государства. Слепой эгоизм правящих классов, в первую очередь обогащавшихся военными предприятиями, но отнюдь не склонных к жертвам, нередко вынуждал царей искать в войне источник дохода, необходимого для содержания армии, на к-рую опиралась их власть. Попытки облегчить положение трудовых масс и, тем самым, вернуть значение народному ополчению вызывали упорное сопротивление жрецов, державших в руках материальные богатства страны и бережно охранявших свои привилегии. Отсюда ряд политических переворотов, смысл к-рых не оставляет сомнения, по крайней мере, начиная с Тиглат -Палассара IV (745—727). Узурпатор, по видимому возведенный на престол народным движением, сильно урезал преимущества жрецов и старался использовать их богатства для нужд государства.
Последствия сказались и во внешней политике. Тигдат — Палассар нанес сильный удар халдскому царству, к-рое, вступив в сношения с арамеями, пыталось теперь отрезать Ассирию от Средиземного м. Он восстановил влияние Ассирии на западе, принудив к покорности Дамаск и получив дань от израильского царя Менахема. Вскоре после этого иудейский царь Ахаз обратился за помощью к Ассирии против Дамаска, угрожавшего Иудее в союзе с Израильским царством; в результате ассир. вмешательства Израильское царство лишилось значительной части своей территории; на престол был посажен сторонник Ассирии—Осия; часть населения уведена в плен. Дамаск после долгой осады был, наконец, взят (732); филистимские города Газа и Аскалон покорились Ассирии. Тиглат-Палассар стремился теснее связать покоренные земли с Ассирией; не довольствуясь получением дани, он пытался вводить в них ассир. управление. Он первый стал прибегать к выселению непокорных элементов, чтобы оградить себя от повторных восстаний.
Отпавший было Вавилон, теснимый халдами и эламитами, теперь вынужден был покориться; Тиглат-Палассар присоединил его к Ассирии, оставив ему лишь номинальную самостоятельность, приняв в качестве вавилонского царя другое имя—Пул. Та же политика продолжалась при Салманассаре IV (727 — 722), правившем также Вавилоном (под именем Улулая). При нем вспыхнуло восстание в Сирии; вокруг финикийского Тира объединились непокорные элементы, —в числе их Осия израильский; ассир. войска начали осаду Тира и Самарии. — Еще до окончания этих операций Салманассар был заменен на престоле основателем новой династии Саргоном (722—705), в отличие от предшественников искавшим опоры в жрецах. В дошедшем до нас памятнике царь этот ставит в вину своему предшественнику то, что он обращался с знатными как с простолюдинами, и вменяет себе в заслугу восстановление привилегий жрецов, к-рых он освободил «от солдатчины, от команды десятника, от налогов и повинностей, подобно всем храмам Ассирии».
Такова была сущность переворота, отчасти предрешившего падение Ассирии, хотя последствия его и сказались значительно позднее.
Теперь же при Саргоне доведена была до конца осада Самарии; Израильское царство уничтожено, царь и свыше 27 т. населения уведено в плен, и на месте их поселены арамеи и вавилонские колонисты; управление поручено ассир. наместнику. Что касается Тира, то город не мог быть взят, но царь его вынужден был уплатить дань. В то же время Вавилоном овладел халдский князь Меродах-Баладан, действовавший в союзе с эламитами, к-рые нанесли поражение ассир. войску. В надежде на помощь Меродаха-Баладана, в Сирии и Палестине начались восстания, подавление к-рых отняло несколько лет, при чем на Ю. на помощь филистимлянам пришли египетские войска. Осложнениями на 3 . воспользовались урартийцы, продолжавшие угрожать Ассирии с севера. Усмирив зап. провинции, Саргон, после продолжительной борьбы, нанес сильный удар Урарту и занял значительное количество укрепленных пунктов; но последствием этого было непосредственное столкновение Ассирии с сев. народом—киммерийцами, к-рых до тех пор успешно отражали урартийцы.
Между тем, Меродах-Баладан вызвал против себя недовольство вавилонских жрецов особенно тем, что, нуждаясь в средствах для поддержания своей власти, наложил руку на храмовую казну бога Мардука. Только теперь Саргону удалось овладеть Вавилоном,. где он встречен был яфецами как «освободитель»; Меродах-Баладан бежал в Элам. Через несколько лет Саргон умер, по всей вероятности, насильственной смертью; преемник его Санхериб (705—681) повел политику, враждебную жрецам. Это сказалось на его отношениях к Вавилону, т. к., повидимому, между ассир. и вавилонскими жрецами существовала тесная связь, вытекавшая, помимо религиозного значения Вавилона, также из общности материальных интересов.
Вавилон, покорный Ассирии при Саргоне, оказывает упорное сопротивление при Санхерибе; вновь выступает Меродах-Баладан, к-рый, попрежнему, сеет смуту в зап. провинциях, где Тир, Иудея (при царе Хизкии) и филистимляне вновь отложились, надеясь отчасти и на помощь Египта. Эламиты, в свою очередь, поддерживают Вавилон, особенно после того, как Санхериб напал на них со стороны Персидского залива, приказав для этой цели построить флот подчиненным Ассирии финикиянам. После ряда повторных восстаний, энергично подавляемых Санхерибом, Вавилон был подвергнут жестокой участи: крупнейший культурный центр Передней Азии сравнен с землей. Еще ранее Санхериб стремился подорвать его торговое значение, задумав покорение Египта с тем, чтобы через эту страну направить торговый путь на В. (в Индию)—вокруг или через Аравию, минуя Вавилон.
С этим связан второй поход его в Палестину, при к-ром Иерусалим временно подвергся осаде; но до столкновения с египтянами дело не дошло. Санхериб вскоре пал жертвой заговора (в к-ром участвовали один или двое из его сыновей), а преемник его Асархаддон (680—668) должен был с оружием в руках добиваться престола, еще при жизни назначенного ему отцом. Исходило ли восстание из среды, противной жрецам, другом к-рых был Асархаддон, или же убийство Санхериба организовано было самими жрецами, решившимися насильственно устранить своего притеснителя, —но с воцарением Асархаддона власть снова переходит к жрецам. Вавилон был восстановлен и вскоре вернул себе прежнее значение. Только теперь могло быть осуществлено покорение Египта, не вызывавшее опасений у жрецов, поскольку власть находилась в их руках. Ассир. войска одержали победу над эфиопским властителем Египта (Тахаркой) и, дойдя до египетских Фив, заставили его уйти в Эфиопию.
Но ассирияне не могли взять в свои руки управление Египтом; они приняли в вассальную зависимость местных провинциальных властителей, оставив для наблюдения за ними резидентов при ассир. гарнизоне. На С. киммерийцы подступили к границе Ассирии; оттиснутые в М. Азию, они напали на Лидию, к-рая вступила в союз с Ассирией для защиты от киммерийцев. Асархаддон перед смертью разделил свое царство между двумя сыновьями, оставив Ассирию Ассурбанипалу (668—626), а брату его Шамашшумукину— Вавилон и зап. провинции. На этой почве возникла междоусобная война, в результате к-рой Вавилон и зап. провинции перешли к Ассурбанипалу. Последнему два раза приходилось подавлять восстания в Египте, но, когда здесь воцарился Псамметих, восстановивший политическое единство Египта, ассириянам пришлось покинуть страну; после этого Лидия перешла на сторону Египта, а финикийские города отложились от Ассирии.
На В. возникли осложнения в Мидии, но Ассурбанипал направил свое оружие, гл. обр., против Элама за его постоянное содействие мятежному Вавилону; эламиты потерпели сильное поражение, и столица их —Сузы — была разгромлена. При Ассурбанипале был момент, когда господство Ассирия простиралось от Нубии до вост. пределов Элама и от Средиземного м. до Персидского залива; но государство находилось уже накануне падения. О последнем мы, естественно, не находим отчета в ассир. летописях, но причины катастрофы б. или м. ясны. Ослабление урартийцев на С. и эламитов на В. повлекло за собой усиление мидян, что представило серьезную угрозу для Ассирия,—особенно, если принять во внимание внутреннее состояние государства.
С тех пор, как власть утвердилась в руках жрецов, военные успехи служили лишь обогащению двора, правящего класса и наемного войска; покоренные земли оставались вне связи с метрополией, всегда готовые к восстаниям, от к-рых не спасали ни выселения, ни жестокие казни. Внутри народ стонал под бременем повинностей, а правящий класс раздирала борьба, нередко переходя в междоусобную войну при смене правителей. Власть, оторванная от жизненных интересов страны, опиралась преимущественно на наемное войско, охотно нападавшее на культурные страны в надежде на богатую добычу, но столь же мало заинтересованное в обороне страны, как и порабощенное население Ассирии. При преемниках Ассурбанипала Вавилон вновь приобрел независимость под властью халдского царя Набопалассара, который вступил в союз с мидянами, заступившими теперь место эламитов; зап. провинции с нетерпением ждали случая избавиться от гнета Ассирии.
Достаточно было внезапного нападения мидян, сопровождавшегося разрушением Ниневии (606), для того, чтобы ассир. государство перестало существовать. Ассир. завоевания, несмотря на их временный характер, оставили глубокий след в истории Передней Азии; установленные торговые и культурные связи надолго пережили падение Ассирии. Вновь проложенные пути сообщения, переселения народов из страны в страну, смешанный состав наемного войска, перебрасываемого из одного района в другой, —все это в значительной мере способствовало культурному объединению пестрого населения Передней Азии. Известный эпизод из осады Иерусалима Санхерибом (2 кн. Царств, гл. 18) показывает, что ассир. военачальник мог свободно изъясняться, по меньшей мере, на двух чужих языках, а речь его, обращенная непосредственно к иудеям, помимо их правительства, построена на обстоятельном знакомстве с настроением народа, с политическими и религиозными течениями внутри страны.
С другой стороны, в Иудее, как, без сомнения, в Дамаске и Финикии, живо интересовались положением вещей в Ассирии, Вавилоне, Египте и зорко следили даже за передвижениями народов на далеком севере. Т.о. , на почве политических, как и торговых сношений, всюду распространялись культурные приобретения, политические и религиозные идеи, мифологические и литературные сюжеты, способствуя уничтожению национальных преград и утверждению однообразной культуры. — Богатая военная добыча, постоянно притекавшая в Ассирию, являясь источником роскоши богатого класса и пышности придворной жизни, способствовала развитию материальной культуры.
Открытые в 40-х гг. прошлого века дворцы ассир. царей в свое время поразили культурный мир высоким уровнем архитектуры и изобразительного искусства. Многочисленные изображения ярко иллюстрируют преимущественно военный и придворный быт. Излюбленными мотивами служат сцены царской охоты и изображения военных предприятий, свидетельствуя о воинственности ассириян, а также об их беспощадности в отношении к побежденным. Сцены лагерной жизни, переправы войска через реки, осада и разрушение вражеских городов, увод в плен непокорного населения, массовые казни пленников, сопровождаемые неимоверными жестокостями, вплоть до сдирания кожи с живых, — все это воспроизведено искусным резцом художника и, покрывая стены дворцов (и другие памятники), некогда тешило взоры ассир. властелинов, отнюдь не чуждых, впрочем, культуры и образования своего времени.
- Последнее Ассирия черпала преимущественно из Вавилона, откуда заимствованы также клинообразные письмена и многие религиозные культы. Почти все вавилонские боги пользовались почитанием и в Ассирии, но во главе пантеона стоял национальный бог Ашшур, приобревший характер бога войны; изображение его служило эмблемой для военного знамени ассириян. Зависимость от Вавилона сильно сказалась на составе огромной библиотеки, найденной в развалинах дворца Ассурбанипала и состоявшей из многих тысяч глиняных таблиц, покрытых клинописными текстами. В ней, наряду с историческими памятниками и деловыми документами, — т. к . библиотека служила одновременно и архивом,—мы находим списки важнейших произведений вавилонской литературы:
- религиозной,
- мифологической,
- астрономической,
- астрологической и
- т. п.
Важное значение для современной науки имели найденные здесь словари и грамматические пособия, при помощи к-рых сами ассирияне усваивали древнюю и для них литературу вавилонян и шумеров.

В 20-х гг. оттуда извлечено было нек-рое количество глиняных таблиц, покрытых клинообразными надписями. В 40-х гг. произведены были раскопки (Ботта и Леярд) в окрестностях Моссула, в результате к-рых обнаружены, как указано выше, развалины нескольких дворцов, значительное количество вещественных и письменных памятников, м. пр. многочисленные таблицы из библиотеки Ассурбанипала. Эти открытия послужили толчком для последующих раскопок, проливших новый свет на древнюю культуру Передней Азии. Вместе с тем был дан новый толчок дешифровке клинописи. После того, как Гротефенд (1802) положил начало чтению персид. клинописи, а Раулинсон, работая над трехъязычной Багистанской надписью (составленной клинописью на вавилонском, эламском и персид. яз.), установил значение многих вавилонских знаков, изучение ассиро-вавилонской клинописи значительно облегчилось наличием упомянутых выше словарей и грамматических «текстов библиотеки Ассурбанипала.
Так возникла новая отрасль знания— ассириология, сделавшая доступными источники для изучения истории и культуры Ассирии. С 70-х гг. началось привлечение клинописных текстов к изучению библии, способствовавшее устранению многих предрассудков богословской школы. Помимо взаимной проверки исторических данных, параллельно сообщенных в библии и в ассир. памятниках, существенное значение имело ознакомление с источниками вавилонской религии и мифологии, дошедшими до нас, в значительной части, через посредство ассириян. Предположение о вавилонском происхождении нек-рых библейских легенд способствовало выявлению мифологического характера целого ряда библейских преданий и вовлечению библейской мифологии в круг сравнительно-мифологических исследований.


