Дарвинизм и Гоббс

от | Окт 25, 2025 | Дарвинизм | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 4 минут(ы)

 Дарвинизм и Гоббс (Hobbes), Томас пропагандист эволюционного учения Дарвина. Гоббс (Hobbes), Томас (1588—1679), английск. философ-материалист и политический.мыслитель. Род. в Мальмсбери, в семье священника, учился в Оксфордском университете и 20-ти лет уже преподавал логику; научно-литературной деятельностью занялся значительно позже, 40 лет от роду. Гоббс много путешествовал и подолгу живал в Европе, завязав дружбу с крупнейшими умами эпохи—Галилеем и Гасенди. Вернувшись в Англию в 1637 Гоббс принял участие в политической жизни страны, проявив консервативные симпатии [первая теоретико-политическая работа—«Элементы права естественного и гражданского» («The Elements of Law, Natural and Political», 1640)].

Дарвинизм и Гоббс

 Дарвинизм и Гоббс

В начале революции Гоббс выехал во Францию, проведя там 11 лет в эмиграции, в течение которых им были написаны основные политические произведения «О гражданине» («De cive»)—третья часть системы (1642) и «Левиафан» («Leviathan, or the Matter, Form and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil», 1651). Несмотря на личные консервативные симпатии и на службу в качестве воспитателя у будущего короля Карла II, Гоббс по своим теоретическ. взглядам осуждал роялистов, боровшихся с революцией; это привело к отставке Гоббса и его возвращению в Англию, где О. Кромвель (см.) от имени республики предложил ему пост государственного секретаря, от которого Гоббс, однако, отказался.

В 1655 Гоббс издал первую часть системы, «О теле» («De corpore»), а в 1658—вторую часть «О человеке» («De homine»). В эпоху реставрации Гоббс Подвергся преследованиям за свое вольнодумство и отношение к республике; ряд сочинений его был запрещен к печатанию. Реакция, с кругами которой Гоббс был лично связан, не могла простить ему его материализма и независимых теоретико-политических позиций. Продолжая развивать материалистическ. философию, начало которой в Англии в новое время было положено Ф. Бэконом (см.), Г. является, по преимуществу, систематиком. Философия для него есть «рациональное познание действий или явлений из их известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможных производящих оснований из известных нам действий».

Однако, в отличие от конкретного применения рациональн. метода к данным чувств, как это было у Бэкона, Гоббс, хотя и исходит из данных чувств, рациональное познание понимает односторонне—как вычисление. Все умственные операции он сводит к двум—к сложению и вычитанию; так, суждение для него—сложение понятий, умозаключение—сложение и вычитание суждений, аргументация в целом — те же математические действия над умозаключениями. Вследствие этого вся философская система Гоббса принимает характер абстрактного механического материализма. Понимание рационального познания как вычисления обусловливает и структурные особенности как философской системы Гоббса, так и всей систематики наук.

Из области философского, научного знания изъемлются не только теология и астрология, но и история как основанная на опыте, а не на научном вычислении. Единственной реальностью Г. Признает материальный мир, тела, к-рые и являются объектом философии. Но тела бывают естественные и искусственные; последние не в смысле продуктов материального производства, а в смысле таких предметов, которые являются продуктами человеческого общения: общество, или, что то же, государство.

Т. о. Г. по существу уже дает начало позднейшему делению знания на науки о. природе и науки об обществе; но так как искусственные тела создаются человеком, к-рый представляет своеобразное тело, тело естественное, но создающее тела искусственные, то человек требует специального изучения.

Отсюда три главных части системы Г.: о теле, о человеке, о гражданине. Вся классификация знания у Г. представляет линейный и, хотя и абстрактный, но объективный ряд: логика (общая наука о методе), онтология (изучающая самые общие свойства тел), геометрия, механика, физика (изучающие их частные свойства), психология и этика (изучающие человека как тело) и политика (изучающая общественные и политические явления, своего рода натуралистическая социология). В теории познания Гоббс — сенсуалист. Он исходит из ощущения как первичного

акта в процессе познания, для своего времени правильно толкуя его как результат «давления какого-нибудь более отдаленного тела» и как «некое внутреннее движение в ощущающем субъекте, переданное через всю промежуточную среду до самых внутренних частей органа».

—В онтологии Гоббса особенно выявляется абстрактный механический характер его материализма. Правиль-но усматривая в объективном бытии лишь материальные тела, он сущность материи полагает исключительно в протяжении ифигуре. Движение и на равных началах с ним’покой, хотя и являются по Г. Реальными акциденциями (т. е. свойствами самих ве-щей), однако, не общими для всех тел, а при-сущими только отдельным телам. В пере-воде на современный язык это значит, что: 1) движение не является столь же существенным свойством материи, как и протяжение, 2) покой не является частным случаем движения, а равнозначным с ним состоянием материи. Движение, хотя и является единственным основанием всего многообразия предметов, но ставится Г. Рядом с твердостью, цветом и т. п. Протяжение тела отожествляется Г. с его величиной, ко-торая, существуя вне нас и независимо от

нашего сознания, обусловливает в последнем представление пространства, к-рое, по утверждению Г., мнимо; отсюда неприемлемый для последовательного материализма вывод Г.: «пространство вообще есть лишь обретающийся в нашем сознании призрак какого-нибудь тела определенной величины и формы». Соответственно и время, по Г., существует «не в вещах в себе вне нас, а только в мышлении нашего разума» «как образ движения, поскольку мы в движении представляем себе раньше или позже». Такое учение о пространстве и времени не есть предвосхищение идеализма И. Канта (см.), так как, по Гоббсу, представление первого вызывается в нас объективно существующим протяжением, • а представление второго—объективно совершающимся движением, но граничит с феноменализмом (см.), отрицающим пространство и время как коренные условия бытия, как формы существования материи. ,

Политическая теория Гоббса, оказавшая сильнейшее влияние на мысль 17 и 18 вв., покоится на теории общественного договора, полагающего конец естественному состоянию людей как войне всех против всех (bellum omnium contra omnes). Эта всеобщая война, обусловленная правом всех на все и естественным желанием вредить другому, противоречит также естественному

праву на самосохранение. Отсюда проистекает основной естественный закон — мир должен быть достигнут, —который и приводит к общественному договору, полагающему начало общественному, или, что то же самое, государственному бытию. Государство рисуется Г. в образе сильнейшего мифического чудовища-левиафана, рождением которого является договор, душою—власть, членами— правители, кровью — деньги, цельюсуществования—благо подданных, здоровьем— согласие, болезнью—мятеж и смертью—революция. Из трех типов государств—монархии, аристократии и демократии —

симпатии Г. склоняются к первому, однако, все три возможны, и Г. теоретически заинтересован лишь в том, чтобы государственная власть в целом была абсолютна, совершенно подчиняя себе все другие возможные власти, напр. власть церкви. Отрицая право на революцию, Г., однако, своим учением освящал и революционные действия.

Поскольку единственным признаком государства Гоббс считал власть и поскольку политические партии характеризуются властью,

он и их должен был рассматривать как государства в государстве; между последними же, по учению Гоббса, всегда царит естественное состояние, т.е. война; и если революция, захват власти есть смерть одного левиафана, то в то же время она есть рождение другого левиафана. Т. обр., будучи сторон-ником абсолютной государственной власти, Г. вовсе не был защитником так назыв. легитимизма (см.), т. е.—в конкретной исторической обстановке английской революции 17 в.—сторонником монархич. реставрации Стюартов. Он был идеологом торгово-капиталистических кругов, заинтересованных в твердой государственной власти, а отнюдь не наследственной аристократии.

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии