Древесина является наиболее подходящим сырьем для изготовления музыкальных инструментов благодаря своим уникальным и особым механическим и акустическим свойствам. Ни один другой материал не соответствует высоким стандартам качества, обработки, универсальности и эстетики, необходимым для изготовления музыкальных инструментов. Дерево играет незаменимую роль в изготовлении музыкальных инструментов.
Музыкальные духовые инструменты

В конструкции Музыкальных духовых инструментов используются самые разнообразные породы дерева в различных областях типов инструментов. Типы инструментов требуют определенных различных критериев для конкретных областей использования. В целом, типы инструментов можно разделить на:
- группы струнных и щипковых инструментов,
- ударных инструментов,
- деревянных духовых инструментов и
- клавишных инструментов.
Критерии выбора для отдельных пород дерева различаются даже в отдельных группах инструментов. Используются по:
- оптическим причинам,
- конструктивным свойствам,
- акустическим свойствам или
- из-за их применимости в приборостроении.
При измерении звукопроводимости акустические свойства пород древесины, которые обычно интуитивно определяются изготовителем инструментов, характеризуются физическими измеренными значениями. Это дает обзор ориентировочных значений для выбора пород древесины и их использования в приборостроении.
Музыкальные духовые инструменты, так называется в обиходе современной культурной музыки группа оркестровых музыкальных инструментов, делаемых большей частью из дерева; в нее входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы, саксофоны и их разновидности (см. Духовые инструменты и соответствующие отдельные статьи).
Музыкальные духовые инструменты, группа музыкальных инструментов, звучащими телами в которых является б. ч. ограниченный инструментом объем воздуха в противоположность музыкальным инструментам, .имеющим твердые звучащие тела. Смотря по способу » возбуждения колебаний в, воздушной среде, наполняющей или окружающей Музыкальные духовые инструменты, иослолино долятся ни д на основные класса:
n) Музыкальные духовые инструменты в которых колебания возникают вследствие трения воздуха о твердое тело (лабиал 1,),
б) Музыкальные духовые инструменты, при действии которых возникает ряд Толчков воздуха, рождающих звуковые колебания (ударные)
Механизм звук возбуждения у лабиальных инструментов характеризуется тем, что либо сам инструмент движется в свободной воздушной среде, рассекая ее с свистящим звуком (так назыв. вращательные дощечки австралийцев и некоторых океанийских племен, см. рис.), либо в большинстве случаев струя воздуха сталкивается с краем трубки, сосуда или отверстия в стенке инструмента. При этом возникают возмущения воздуха (сгущения и разрыхления), организуемые резонансным влиянием полости инструмента в музыкальный тон определенной высоты.
Типичными лабиальными инструментами являются флейты—цилиндрические трубки, с одного конца которых вдувается в пих воздух. Смотря по способу вдувания и держания, флейты делятся па продольные, поперечные н флейты с наконечником для направления струи воздуха, на открытые и закрытые (на конце, противоположном вдуванию), ротовые (вдувание ртом) и носовые (вдувание носом»).
Открытые флейты имеют обыкновенно на стенке трубки большее или меньшее количество дырочек, зажимая которые пальцами можно изменять высоту звука.
Закрытые флейты, обычно не имея голосовых отверстий, часто соединяются по нескольку штук разной длины в один инструмент, известный в древней Греции как «флейта Пauа», на котором таким образом становится возможным играть мелодию. Реже применяется в них передвижной поршень, изменяющий длину воздушного столба и высоту тона (напр. современная «джаз-флейта»). Изобретение флейты теряется в глубокой древности, когда в качество дудок применялись вероятно трубчатые кости, стебли камыша, бамбука и т. п. Для получения нескольких топов первобытный человек сначала соединял вместе по нескольку дудок различной длины; впоследствии, случайно обнаружив влияние боковых отверстий на высоту тона, оп стал применять этот способ изменения звука.
В настоящее время такие примитивные дудки с немногими дырочками мы находим в Юге. и Ю.-в. Азии, Индонезии, Сев. Африке, Мексике, Южной Америке, а также у некоторых народов Европы и СССР. Флейты Пана встречаются в Ю.-в. Азии, на Н. Гвинее и некоторых островах Меланезии, в Аравии, Египте и Турции, Юле. Америке и кое-где в Европе (Пиренеи, Румыния, Литва). Сосудообразные глиняные флейты употребительны в Китае, на о-ве Борнео, Нов. Британии, в Конго, Бразилии, Аргентине, на Гаван, в Туркестане и на Украине.
В европейской музыке сосудообразная флейта, под названием окарина, имеет ограниченное применение в кругу дилетантов. Носовые флейты, дающие слабые и нежные звуки употребляются в Полинезии и Индонезии, а также в Бразилии. В качестве островного инструмента употребительна теперь только поперечная флата (см.), дающая наиболее сильный и богатый оттенками звук. Механизм для возбуждения звука в ударных Музыкальные духовые инструменты устроен различно; в огромном большинство случаев он состоит из колеблющихся язычков или перепонок, помешенных на пути струи воздуха, периодически изменяющих просвет выходного отверстия; пропуская при своем действии порции воздуха в окружающую среду, такой язычковый или перепончатый клапан рождает в ней, вследствие происходящих при этом толчков, звуковые колебания.
Редко, только в европейской практике, применяются инструменты с вращающимся дисковым клапаном с дырочками или зубцами (см. Сирена). Язычковые инструменты могут иметь два рода язычков:
а) либо язычки, имея размеры большие, чем прикрываемое ими отверстие, при каждом колебании ударяются об его края,
б) либо, имея размеры меньше площади отверстия, свободно проходят через него при колебании.
Первые—большие язычки—дают более резкие звуки, вторые—проходящие—дают звуки более мягкого тембра. Кроме того язычки могут быть одиночные или двойные, смыкающиеся при каждом колебании своими краями. Простейшей формой язычка является надрез на боковой стенке дудки; такой язычок мы находим в примитивных свирелях, распространенных у многих пародов Европы, в Южной Азии, Индонезии, сев. половине Африки, кое-где в Канаде, САША, Мексике и Бразилии.
Подобно шейтам свирели часто имеют боковые дырочки для игры мелодии. Изредка употребляются двойные свирели (Испания, Польша, Южная Азия, древний Египет, древняя Греция). Язычковые инструменты широко применяются в культурной музыке; в настоящее время в оркестре употребительны гобои и фаготы с двойными язычками, кларнеты и саксофоны с одиночным язычком. В средние века количество употреблявшихся в культурной музыке язычковых инструментов было гораздо больше. Большую роль в музыке играют инструменты с голосовой щелью, широко распространенные по всему миру. Первым инструментом этого рода является человеческий голосовой орган. В других инструментах этого рода голосовой щелью служат сближенные краями и натянутые губы играющего, которые последний приставляет к отверстию инструмента, вдувая в него воздух (Taк наз. «омбуипорные» инструменты—см. Амбушюр), при этом края губ, приходя в колебание, играют роль клапана, создающего толчки воздуха в полости инструмента.
Первыми музыкальными инструментами этого рода явились трубчатые предметы естественного происхождения:
- раковины моллюсков (Юлшая Азия, Индонезия, Меланезия, Перу, Сербия),
- полые рога жвачных животных (древняя Европа, Африка, ббльшал часть Азии, Америка),
- клыки слонов (Центральная Африка),
- трубчатые кости человека и животных (Центральная д Ю.-в. Азия),
- полые бамбуковые и т. п. стволы (некоторые тропические страны).

1—вращательные дощечнп (Апстралнп), 2—примитивные флейты (Колумбия), 3—флейта Папа—плоская (П. Ирландия), 4—то же—пучкообразнан (Бразилии), 5—носовая флеПта (Фиджи), 6—свистулька (Мексика), 7—окарина (Европа), 8—свирель—tibia (Помнен), У—двойная флейта (Египет). 10—двойная свирель—ауммара (Лравнн), 11— хуанг-тей—примитивный гобой (Китай), 12—раковинная труоа (Индия), 13—труба иа слонового клыка (Ц. Африка), 14—букцнна (древшМ Рим), 15—тумери (Индия), 16—нолынла (Бретань), 17 —шенг (Китай).
Распространенный до начала 19 пека способ изменения высоты звука посредством боковых дырочек был оставлен вследствие неверности интонации и заменен механизмом вентилей (см.). Язычковым инструментом особого рола является волынка (см.), имеющая воздушный резервуар в виде кожаного меха; она распространена в Европе н Юле. Азнн. Подобный же инструмент, но с твердым воздушным резервуаром и трубками со свободными язычками, под названием «гаепг», известен с 2700 до хр. э. в Китае; он послужил прототипом европейских инструментов—губной и ручной гармоники (см.) и клавишного гармончрма (см.).
Наиболее сложным Музыкальным духовым инструментом является орган (см.), соединяющий в себе большое количество лабиальных и язычковых труб, обслуживаемый механическим нагнетанием воздуха и несколькими ручными и поясными клавиатурами. В современном европейском симфоническом оркестре Музыкальные духовые инструменты играют весьма заметную роль. Здесь они разделяются в тембровом и отчасти функциональном отношении на две группы:
- одна нз них, обнимающая флейты, гобои, кларнеты и фаготы с их разновидностями (т. н. деревянная группа), играет преимущественно мелодическую роль, дополняя функции струнной смычковой группы н внося в оркестровую звучность характерный тембровый и ритмический элемент; до некоторой степени деревянная группа имеет и гармоническое значение, пополняя гармонии струнной группы.
- Другая оркестровая группа (т. н. модна я группа ) Музыкальные духовые инструменты, обнимающая амбушюрные инструменты (палторпы, трубы, тромбоны, тубы), играет в оркестре преимущественно гармоническую и динамическую роль, повышая общую силу звучности оркестра.
- Впрочем валторны, обладая более слабым и мягким звуком, функционально относятся более к деревянной группе, давая ей общую гармоническую поддержку. Некоторое мелодическое значение во второй группе могут иметь только трубы и корнеты как более подвнижные по звуку инструменты. Подробнее см. Оркестр, Оркестровка и статьи об отдельных инструментах.