Форд (Ford), Генри (р. 1863), один нз виднейших представителей современной финансовой олигархии (см. Империализм), владелец одной из самых мощных в мире автомобильных монополий.
Форд

В качестве главного инженера американской автомобильной фирмы Detroit Automobil Со (1899) Форд разрабатывает модель пассажирского автомобиля, приспособленного к работе на газолине. В 1903 основывает в штате Мичиган (США) акционерную компанию, впоследствии ставшую мировой фирмой, под названием Форд Мотор К0 (Ford Motor Со), с капиталом в 100 тыс. долл., на которых фактически было оплачено лишь 28 тыс. долл. Компания первоначально насчитывала 12 акционеров, включая Форда, владевшего не более 25% акционерного капитала.
В 1906 Форд приобретает дополнительный пакет акций и становится фактическим владельцем акционерной компании; с 1919 Форд и его сын уже являются единственными владельцами фирмы, реорганизованной в новую компанию— Форд Мотор К0 оф Делавар—с акционерным капиталом в 100 млн. долл., из которых доныне оплачено всего лишь 17,3 млн. долл. Главный завод Форда в Детройте; производственная мощность равняется 8 тысячам автомобилей в один рабочий день.
Завод производит автомобили преимущественно дешевых типов. В1934 Форд закончил сооружение двух сталелитейных заводов в целях обеспечения своего автомобильного предприятия всеми сортами стали собственного производства В Детройте же оборудовал и тракторный завод Форд, прннадлеясащий к числу крупнейших в мире. У Форда есть собственные угольные копи (Fordson Coal Со), железные рудники, известковые карьеры, лесные площади, лесопильные, цементные и стекольные заводы, заводы по прокатке стали и т. д. Форду прннадлежит также ряд второстепенных заводов, производящих детали автомобилей, и 6 больших гидроэлектрических станций.
Для производства автомобилей более дорогой марки «Линкольн» функционирует специальная акционерная компания Линкольн Мотор К0 (Linkolu Motor Со) с уставным капиталом в 15 млн. долл. и годовой производственной мощностью в 10,5 тыс. автомобилей. Контролируемая ФордомФ. Стаут Металл Эйрплен К0 (Stout metàll airplane Со) производит аэропланы и обслуживает в Америке три воздушных липни. Для сбыта продукции заводов Форд создала собственная торговая сеть, причем 120 32 филиала производят сборку автомобилей Форда и США.
Заграничные дочерние общества и филиалы Форда охфатывают 30 стран. Важнейшие отделении, выпускающие готовые автомобили, находятся в Канале (з-д Ост-Внндзор), Англии (а-д Дпгонхпи), Германии (Кёльн) и т. д. В Ирландии (Корк) Форд основал в 1928 тракторный завод. Кроме того Форду прпнадлежат з-ды, производящие сборку автомобилей, в Дании (Копенгаген), Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Турции и др. странах. Форд также владеет каучуковой концессией в Бразилии площадью около 5 млн. акров, расположенной в поросшей джунглями малярийной долине, известной под названием «Зеленого ада».
Число рабочих на заводах Форда в годы наиболее интенсивного производства доходило до 200 тыс., из них огромное число — неквалифицированных.—Динамика производства автомобилей Форда с момента основания компании видна из следующих данных:
1904 —1.708,
1915— 283.161,
1925—1.990.995,
1929—1.951.002,
1930—1.500.010 (в т. ч. легковых 1.055.097),
1931—775.000 (легковых 528.581),
1932— 232.125,
1933—374.000.
В 1927 в результате конкуренции автомобиля дешевой марки «Шевроле» (Дженерал Моторс Корпорейшен) Форд вынужден был, выпустив с 1908 по 1927 15 млн. автомобилей модели Т, закрыть свои заводы и разработать новый тип модели А пассажирского автомобиля, также рассчитанного на массовый сбыт. В 1932 и эта модель 1927 была заменена улучшенной, выпуск которой начался с марта 1932.—
ВЫПУСК тракторов фордзон вырос с 254 шт. в 1917 до 101.898 в 1923 и 104.168 в 1920, после чего стал падать.—За время мирового экономического кризиса сбыт продукции Форда резко снизился: с 1.143,8 млн. долл. в 1929 до 873,9 млн. долл. в 1930; с 462,8 млн. в 1931 до 259 млн. в 1932. В1932 Форд вынужден был прибегнуть к остановке своих американских заводов и к использованию для производства автомобильных деталей многих тысяч мелких предприятий и кустарей, переложив тем самым известную долю своих убытков на плечи раздробленных мелких производителей.
За последние семь лет компания Форд систематически работала с убытком. Однако, несмотря на балансовые потерн последних лет, резервы Форд Мотор К0 , накопленные ранее за счет огромных сверхприбылей, достигают значительных размеров, хотя и обнаруживают тенденцию к уменьшению: они составляли
в 1929— 044.4 млн. долл.,
в 1930—709 млн.,
в 1931— 055,3 млн.,
в 1932—580,4 млн.,
в 1933— 570.5 млн. долл.
Концерн Форд, отличавшийся независимостью от крупнейших банков и финансово-капиталистических групп, а также полным отсутствием чужих капиталов, под влиянием мирового экономического кризиса изменил свою финансовую политику, став на путь привлечения чужих средств. Так, в 1928 была проведена реорганизация дочернего общества Форд в Англии, 40 % акций которого были выпущены на рынок. Английская компания Форда, через посредство которой ныне осуществляется контроль Форда над его европейскими филиалами, связана личной унией с Бепкоф Ингленд и тесными финансовыми отношениями с одним из крупнейших лондонских банков Нэшенел Прониншел бепк.
За последнее время Форд установил также тесные связи с герм, химическим трестом Л. Г. Фарбепиндустри (см.), п. с. э. т. Lvm. 130 которому принадлежит часть акций филиала Форда в Германии. В то же время Форд является участником акционерного капитала дочернего общества треста И. Г. Фарбеннндустри в США. В 1933 в связи с крахом Мичиганских банков Форд приобрел контроль над двумя крупнейшими банками в Детройте: Ферст Нэшенел банк и Гардиан Нэшенел банк.
Форд владеет собственной сетыю газет, распространяемых среди рабочих. По своим политическим убеждениям Форд является одним пз представителей самой крайней реакции, финансировавшим в свое время различные антисоветские группы, в т. ч. национал-социалистическую партию Германии до ее прихода к власти. Однако как реальный политик Форд учел выгоды от установления экономических связей с СССР и в 1933 высказался за признание СССР. В период относительной стабилизации капитализма и бурного роста автомобильной промышленности вокруг имени Форда буржуазными учеными была создана легенда, приписывавшая Форд открытие новых методов хозяйствования на основе массового производства, якобы посвященных «служению человечеству» и ведущих к «вечному процветанию». Свои представления об организации труда и производства, известные под названием фордизма (см.), Форд изложил в ряде литературных произведений.


