У первобытных народов Игрушка. была близка к предметам культа, и не всегда между ними можно провести различие. Но уже и на этой ранней ступени развития игрушка отражает хозяйственную деятельность и быт народов (см. рисунок 1).

Игрушка
История Игрушки.
Для крестьянского натурального хозяйства характерна т. наз. народная крестьянская Игрушка, которая отличается своеобразной (схематической) трактовкой формы И яркой, отвлеченной, декоративной раскраской (см. Рис 1′ Эскимосские сани.
Широкое распространение народных крестьянских Игрушек., одинаковых по форме и содержанию, объясняется одинаковыми социально-экономическими условиями их возникновения. Рыцари на колесах. Нем. игрушка 16 в.
Производство Игрушек носило вначале домашний характер, постепенно оно приняло форму товарного производства. Долгое время Игрушка была рассчитана на ближайший рынок и продавалась вместе с другой продукцией мастеров (глиняная Игрушка—вместе с гончарными изделиями, деревянная игрушка—вместе с щепным товаром и т. д.). Заготовка и сбыт Игрушек приурочивались к праздникам (ярмарки, устраиваемые в престольные праздники).
Укреплению традиций феодального общества способствовала феодальная Игрушка—фамильная ценность, переходившая из рода в род; в силу этого Игрушки делались из прочных дорогих материалов, ценность к-рых увеличивалась тем, что они производились искусными мастерами. Появляется разделение Игрушки для мальчиков и девочек. иерархии, сложившихся внутри феодального об-ва. Игрушка рассчитана на усвоение этикета и форм иерархии, сложившихся внутри феодального об-ва (см. рис. 4, 5). (см. рис. 2, 3 .рис. 4, 5).







В крестьянском хозяйство с его примитивной техникой производство Игрушка не требовала
специальной подготовки, но с выходом крестьянской Игрушки за пределы местного сбыта оно начинает постепенно менять спои формы. Через ремесленно-цеховое производство в городах оно
переходит к форме мануфактурного производства. Одновременно в качестве нового заказчика выступает торговая буржуазия и городской потребитель.
Игрушечное производство сосредоточивается в определенных центрах, проявляя тенденции к выходу на мировой рынок. Ассортимент Игрушек также резко меняет свое содержание. Так как новая установка в воспитании, выдвигаемая буржуазией, требовала, чтобы Игрушка способствовала приобретению знаний, Игрушка воспроизводит все многообразие существующих в обиходе вещей (см. рис. 6). Ассортимент Игрушки увеличивается, становятся разнообразнее размеры и сорта их. Появляются наборы Игрушек, изображающие исторические события.

1>ис

7″ ^у

Прежня я дифференциация между Игрушек для мальчиков и девочек углубляется: Игрушка для девочек пропагандирует семейные устои (куклы с приданым, обстановка, утварь, посуда); Игрушка для мальчиков—военные и торговые профессии. Эта специфическая направленность определила натуралистические тенденции во внешнем оформлении Игрушки (см. рис.7).
С превращением игрушки в товар и с ростом связанной с этим массовости производства меняется техника (штамп, форма) и вводятся новью материалы (папьемаше, пластические массы, жесть, картон и дерево ценных пород). Проникновение в колонии и завоевание их торговым капиталом получило отражение в своеобразном ассортиментом Игрушек, идеализирующей экзотику колоний, выказывающих пренебрежение к эксплуатируемым туземцам, популяризирующих флот как средство завоевания и торгового освоения колоний.
Все эти Игрушки обслуживали гл. обр. имущую часть населения городов. Беднейшее же население городов и крестьянство обслуживалось «дешевой» Игрушкой, в которой ярко отразились две тенденции: во-первых, декоративность, красочность и эмоциональность крестьянской игрушки и, во-вторых, многообразие и реализм игрушки, обслуживавшей буржуазию.
Развитие промышленности и зарождение промышленного пролетариата отразились на всей структуре воспитания в капиталистическом об-ве. Потребность в квалифицированной рабочей силе и в техническом руководящем аппарате промышленности. Рис. 8. Кукла.
Английская игрушка 19 в. делалась вместе с другой продукцией мастеров (глиняная Игрушка—вместе с гончарными изделиями, деревянная игрушка—вместе с щепным товаром и т. д.). Заготовка и сбыт Игрушек приурочивались к праздникам (ярмарки, устраиваемые в престольные праздники).
Укреплению традиций феодального общества способствовала феодальная Игрушка—фамильная ценность Рис. 5. Игры ими. Максимилиана. При нем. гравюре 16 в. собственность, переходившая из рода в род; в силу этого Игрушки делались из прочных дорогих материалов, ценность к-рых увеличивалась тем, что они производились искусными мастерами.
Появляется разделение Игрушек для мальчиков и девочек. Игрушка рассчитана на усвоение этикета и форм Рис. 6. Лавка. Нюрнбергская игрушка. иерархии, сложившихся внутри феодального об-ва (см. рис. 4, 5). В крестьянском хозяйство с его примитивной техникой производство Игрушка не требовало специальной подготовки, но с выходом крестьянской Игрушки за пределы местного сбыта оно определило новые тенденции и в Игрушках. В Игрушках вводится механизм, — она показывает новейшие способы передвижения, фабричные и заводские станки (см. рис. 9).
Все Игрушки технические, военные и др. предназначаются для мальчиков, а девочки должны довольствоваться по-прежнему куклами, кухонной утварью и др. предметами буржуазного быта. Преобладающим Рис. 9. Механические И. Железная дорога. материалом в Игрушке становится металл в разных видах. Несмотря на наличие в зарубежных игрушках новых тенденций, пропагандирующих технические знания и навыки, специфические капиталистические условия производства и распространения игрушечного товара (конкуренция, необходимость отвечать вкусам потребителя) приводят к тому, что эти тенденции не получают законченного развития, и этим снижается образовательная эффект Рис. 10. Автомобиль.
Дешевая игрушка. производит только рекламную внешность (паровозы, пароходы, двигатели, автомобили, аэропланы, тапки имеют недоступный скрытый механизм; см. рис. 10).Большой успех в капиталистических странах имеет производство Игрушки злободневных аттракционов, рассчитанных на обывательский вкус покупателя и не считающихся с запросами ребенка.
Рис . 11. Сборка трактора на конвейере. Коллективная игра в советском детском саду.
Господствующей формой производства Игрушки за границей является промышленное производство, но наряду с нею продолжает существовать и кустарная промышленность (см.). Выпуски Игрушки сильно растут; Игрушка как товар выступает на мировом рынке, начинается борьба за рынки. Советская Игрушка включается в общий план педагогической работы. Задача ее подготовить детей к социалистическим формам организации труда, дать всестороннее развитие и особенно привить ребятам конструктивные и технические навыки. Она строится с расчетом на использование ее в коллективе (см. рис. 11), что обусловливает создание комплексов Игрушек., объединенных определенной социально-значимой темой.
Она учитывает запросы городского и деревенского потребителя, а также особенности различных национальных районов. Из учреждений, занимавшихся изучением Игрушки, следует отметить:
- до революции Кустарный музей Моск. губ. земства (основан 1885), к-рый занимался только улучшением оформления кустарных Игрушек.;
- Государственный музей Игрушек [осн. 1918;
- оба музея основал художник Н. Д. Бартрам (см.), 1873—1931], создавший образцы новых Игрушек с учетом новых социально-педагогических и художественных требований;
- Автономную секцию по делам Игрушек Между ведомственного методического совета НКПроса по учебным пособиям и политехническому оборудованию (1930);
- Всесоюзный научный экспериментальный институт по игрушке, в задание которых входит просмотр существующей продукции на рынке, планирование ее и создание новых образцов.
II. Педагогическое значение Игрушек
Игрушка—предмет, специально создаваемый для того, чтобы стимулировать возникновение детской игры, направлять ее содержание и обеспечить возможность ее проведения. В своих играх
ребенок, начиная с дошкольного возраста, творчески воссоздает явления, процессы и отношения социально-производственной среды. Он активно в них ориентируется и направляет свои интересы и настроения, свою пытливость и навыки по руслу окружающей жизни в ее классовом и трудовом содержании. Отсюда громадное значение игр для развития и воспитания личности ребенка, особенно пока он еще не в состоянии непосредственно участвовать в строительстве самой жизни. Поскольку игрушка стимулирует в ребенке потребность к играм и направляет их ход, педагогическое значение игрушки определяется следующими моментами:
1) насколько быстро, живо и актуально она стимулирует эту потребность;
2) каково содержание ее и направленность тех игр, к-рые она вызывает;
3) в какой мере способствует она яркости, глубине и эмоциональной настроенности детей в ходе игры;
4) насколько обеспечивает она творческий характер игрового процесса и игровых действий;
5) как содействует она расширению детского I кругозора, осознанию явлений действительности и развитию уменья и навыков;
6) какие игровые движения она вызывает и в какой мере способствует моторному развитию организма ребенка.
Чтобы игрушка вызывала ребенка на игру, она должна близко стоять к его жизненному опыту, оживлять наиболее значимые для него явления среды, тесно связываться с его интересами. Игрушка не должна быть простой копией 5 предмета. В таком виде она мало эмоциональна
и как завершенная вещь вызывает только желание рассмотреть ее, разломать, разобрать.
Она должна быть образом предмета, ярко выдвигать те его признаки, к-рыо являются значимыми для ребенка,—Интересы среды всегда классово направлены. Отсюда вытекает классовость игрушки и ее значение как средства воспитания классового самосознания ребенка.
Ii условиях буржуазного строя значительная часть Игрушки создавалась гл. обр. для того, чтобы вызвать веселье и смех ребенка. Но через Игрушки буржуазия не только забавляла детей. Она утверждала себя, продвигая свои понятия и установки в психику детей, воспитывая в них интересы, связанные с определенным этапом исторического развития. Она углубляла в детях собственнические стремления, развивала нездоровый азарт, любовь к внешнему блеску и т. п. Таковы буржуазные Игрушки для мальчиков—
- лошадиные скачки на призы,
- рулетка,
- блестящие эполеты,
- каски с султанами
- и др.
Таковы Игрушки девочек—
- богатая мебель,
- чайные сервизы,
- пупсы,
- нарядные куклы,
- игрушечные драгоценности.
Значительное место занимала игрушка религиозного характера:
- пасхальные яйца с изображениями богородицы,
- младенца Христа,
- елочные украшения в виде ангелов
- и т. п.
В условиях социалистического строительства Игрушки являются средством коммунистического воспитания. Нашим детям нужна Игрушки, подводящая к новой жизни, направляющая внимание на
основное, наиболее важное и яркое в ней, воспитывающая эмоции, понятия и отношения
нового человека. Игрушка наша не может быть поэтому созерцательной, а должна быть максимально динамичной и действенной.
Наша игрушка должна стимулировать коллективное творческое воссоздание и эмоционально яркие переживания нашей жизни. Она разрушает грань между интересами мальчиков и девочек, воспитанную многовековой буржуазной культурой и резко расходящуюся с принципами и задачами строительства социализма. — Художественная оформленность такой игрушки есть основное условие ее педагогической ценности. К таким Игрушкам относятся также и те, к-рые стимулируют и обеспечивают проведение детской драматизации и игру в игре:
- кукольный театр,
- теневой театр,
- кино,
- фото,
- отображающие в двух плоскостях (на сцене и у зрителей) содержание
- и динамику нашей жизни.
Отвергая старую нарядную куклу предмет роскоши, воспитывающий нездоровое стремление к показному блеску (парижская bébé Jumeau в кружевах и лентах), советская педагогика может широко использовать куклу как изображение детей и людей нового типа:
- октябренок,
- пионер,
- рабочие,
- крестьяне,
- колхозники
- и т. и.
Однако роль детской Игрушки этим не ограничивается. Игрушки ориентирует в технике и подводит к строительству. Игрушки, ставящие себе преимущественно эти цели, являются полуфабрикатами, оставляют за ребенком самый процесс конструирования и созидания. Чем богаче возможности конструирования такой игрушки, тем более обеспечивает она политехнизацию
и изобретательство в игре. К типу таких политехнических Игрушек относятся всевозможные строительные материалы—«Матодор», «Механо» и т. п., бросовый материал и отходы с производства, приспособленные для творческих опытов детей.
Сюда относится и тот материал из картона и бумаги, к-рый ведет к разложению, подыскиванию, складыванию частей предмета, помогающий осознать его назначение и взаимозависимость между его частями. Для предварительного подхода к процессам конструирования имеет значение Игрушка-модель, разборная Игрушка, к-рая обогащает политехнический кругозор и техническое мышление ребенка. Она развивает аналитические представления, понимание связи целого, плана сборки и стройки. Большое значение для развития изобретательства и творчества имеет Игрушка-самоделка, вносящая плановость и целевую осознанность в ход ее создания и сближающая процесс игры с процессом труда.
Особый характер имеет игровой материал, развивающий сообразительность, находчивость,
внимание, память или же дающий знания по отдельным областям (лото, мозаика, зоопарк,
птичий двор и др.).—Наконец Игрушки своей конструкцией и характером вызываемых игровых движений содействует развитию детского организма, особенно его моторной сферы. Сюда относятся такие игрушки,
- как мяч,
- обруч,
- когли,
- крокет,
- городки
- и др.
В старшем возрасте эти игры переходят в физкультурные и спортивные состязания. Педагогическая цель Игрушки достигается только при условии ее соответствия возрастным особенностям детей. В младшем позрасте типы Игрушки еще недостаточно расчленены.
Ребенок использует одну и ту же Игрушку и как средство познавания окружающей среды, и для строительных целей, и для ориентировочно-двигательных процессов. В дальнейшем происходит все большая дифференцировка Игрушки по их значению. Наличие в Игрушке «главных» признаков предмета, как движение, звук, цвет, форма, достаточно, чтобы захватить внимание ребенка младшего возраста и вызвать игру. Для ребенка дошкольного возраста необходимо в Игрушке наличие уже основного признака, выдвигающего объективную значимость предмета или явления в данной среде.
Значение Игрушки переходит от стимулирования к обслуживанию процесса игры. В старшем возрасте, при более богатом дифференцированном и объективированном опыте, когда повышается роль понимания и осознания, Игрушка должна полнее и точнее отображать сложную действительность и глубже выявлять классовость. Этому возрасту уже доступно коллективное соревнование на качество и на изобретательство игрушки.
‘
III . Игрушечное производство
До империалистской войны было слабо развито, частью оно сохраняло кустарный характер, частью же являлось производством фабричного типа. И в мастерской кустаря и на фабрике Игрушечное производство нередко представляло собою дополнительное производство. После войны ряд небольших предприятий, работавших для военных поставок, перешел на Игрушечное производство, и в эту отрасль хозяйства влились значительные капиталы. Быстро стал увеличиваться сбыт. Главнейшими странами мирового производства игрушек и торговли игрушками в наст, время являются Германия (производство на 200 млн. мар.), CШA (80—90 млн. долл.), Англия, Франция, Италия и Япония. Главными районами Игрушечного производства в Германии являются: Нюрнберг, Тюрингия (куклы), Вюртемберг (кустарное производство деревянных игрушек), Бранденбург и Саксония.
На фабриках работает 50—60 тыс. человек. Экспорт Германии направляется гл. обр. в США и в Англию. Главные центры Игрушечного производства во Франции, где в нем занято ок. 50 тыс. чел.:
- Лилль,
- Булонь,
- Лимож,
- Тулуза,
- Лион,
- Париж (важный центр).
Французские игрушки дороги, поэтому во Францию дешевая игрушка поступает из Германии. В 1929 в США работало 539 игрушечных. В Японии преобладает кустарное i производство дешёвых целлулоидных игрушек (250—300 мастерских). Экспорт Японии в последние годы равен 10—12 млн. иен в год.
Производство игрушек в Англим почти полностью покрывает весь внутренний спрос. Импорт составил в 1929 3,1 млн. ф. ст. и в 1931 2,4 млн. ф. ст. Из других стран следует отметить Италию. До войны в Италии не было фабричного Игрушечного производства. Работали только кустари. С 1919 началось развитие фабричного Игрушечного производства (Турин). В Италии в 1930 работало 70 фабрик по производству игрушек с 3 тыс. рабочих и более 150 мелких мастерских. Игрушечное производство в России сосредоточивалось гл. обр. в Московской области в б. Сергиеве (ныне г. За -горск). Здесь производились дешевая игрушка из
- папье-маше,
- мастики,
- дерева,
- щепы,
- раскраска игрушек,
- одеванье кукол,
- позднее—мягка я игрушка и
- выжигание деревянного товара;
- в селе Богородском—резная игрушка из дерева;
в б. уездах
- Подольском,
- Звенигородском и
- Московском (центр—деревня Бабники Вороновской волости)
—производство токарных полированных игрушек.
Позднее в Звенигородском уезде делали автомобили (из дерева)—грузовые и др., картонажные и металлические велосипеды, повозки и сани. В районо около г. Клина было производство игрушек из стекла и дерева. В Андреево-Дмитровском уезде—производство металлической игрушки. В Москве Игрушечного производства сосредоточивалось в
- Марьиной Роще—гл. обр. мастичные куклы (с мягким туловищем)—и
- в Черкизове—папьемаше, картонаж (рождественские маски и лучшие сорта пеленашек), игрушки-каталки, вожжи, прыгалки и др.; фабрика б.
- Ковыршина производила игрушки из папье-маше,
- б. Глазунова и Морозова и др.—печатные игры,
- картонные театры и др.
- По б. Московской губ. было разбросано производство игрушек наряду с производством посуды.
Так, фебрика б. Кузнецова выделывала фарфоровые куклы и чайные сервизы, в селе Гжели существова’ло фарфоровое и терракотовое производство (куклы, животные, посуда), на ст. Голицыно и в районе города Рузы—плетение из прута и педига, на ст. Белые Столбы — производство оловянных солдатиков. Значение Московского района в И. п. определялось и тем, что в Москве были сосредоточены наиболее крупные оптовые игрушечные фирмы. Менее значительными районами И. п. являлись: Вятский район—производство глиняных, расписных игрушек, деревянной резной, щепной и токарной игрушки, позднее—папьемаше, мастика и дешевые гармошки-гикуши; Владимирский и Нижегородский (ныне Горьковский) районы—производство дешевых игрушек из дерева; г. Тула—незначительное производство гармоник и игрушечных самоваров. В б. Петербурге центром мелкого производства игрушек являлась Охта, где вырабатывались изделия из папье-маше, металла и ткани.
В отношении рынков сбыта распространение игрушек почти не выходило за пределы производящих районов, за исключением Сергиева (Загорска) и некоторых районов Московской губ., которые но только поставляли свой товар крупным фирмам в Москве, но и самостоятельно продавали его по всей России. Весьма распространено было производство т. и. «народной крестьянской игрушки» (гл. обр. из глины, еловых шишек, мха и дерева), с еще более ограниченным 426 местным районом потрзбления, сохранившее форму домашнего производства. Ассортимент производимой игрушки был дешевый. Все Игрушечное производство составляло до империалистской войны продукцию на сумму в 3,2 млн. руб. в год. Дорогие игрушки ввозились из-за границы, производились также в Риге, Варшаве, Белостоке, Ченстохове (лучшие сорта кукол, печатных игр, строительных материалов и кукольных тоатров).
Экспорт начался лет за 10 до империалистской войны и составлял в год всего
до 40 тыс. рублей. Наиболее интенсивно переход к мануфактуре совершался в тех отраслях Игрушечное производство, к-рые допускали разделение труда на самостоятельные операции, требующие специального помещения и оборудования. Такими производствами являлись металлическое производство, лепное и мастичное. Здесь быстрее, чем в производстве резном и токарном, произошло объединение в мастерские, с широким организованным разделением труда и с привлечением наемных рабочих.
Особенностью этих игрушечных промыслов являлось резкое производственное разделение труда, по к-рому устанавливались категории мастеров-специалистов (напр. по тканевому товару, зверьевщиков, ложкарей, ящичников и др.). Внутри каждой категории мастеров происходило подетальное разделение труда. Такое разделение труда, особенно среди кустарей-деревообделочников Сергиева посада и с. Богородского, ставило большинство из них в зависимость от крупных мастерских, где производилась окончательная сборка и отделка
игрушек. Большинство мастеров-игрушечников связано было с с. х-вом, но основным источником заработка для них являлся промысел. В Игрушечном производстве широко использовался труд учеников.
Срок ученичества 3—6 лот, жалование было 3—5 руб. в год и 10—15 руб. по отживо. Иногда
ученик жил у хозяина без жалования (за обувь, иногда одежду). Дети в семье привлекались к производству с 6-летнего возраста. Игрушечники, не имея кредита и организованного сбыта товара, при покупке материалов и продаже изделий попадали в кабалу к скупщикам и мелким торговцам. Однодневный заработок игрушечника виден из след. таблицы:

Несмотря на значительную роль Игрушечное производство как промысла, в дореволюционной России делу этому уделялось мало внимания классовым земством, которое занято было показной стороной.
Вся работа помещичьего земства выразилась в открытии Кустарного музея (1885) и в
организации земской учебной игрушечной мастерской в Сергиевом посаде (1892) и никакого
влияния на уменьшение эксплоатации кустарей не имела. Земство вело работу только среди
незначительной части кустарей и ничего не сделало для улучшения и повышения техники
промысла и для улучшения экономического положения кустарей. Мелкий кустарь оставался
в кабале у скупщика, к-рый, пользуясь кредитом городского банка, шире развивал свою
эксплоатацию.
—В дореволюционной России игрушечное производство было слабо кооперировано, в артели были объединены главным образом кустари бывшей Московской губернии.
Октябрьская революция раскрепостила кустаря от кабалы скупщика и создала условия
для коллективизации промысла и для улучшения их быта и поднятии производства. После Октябрьской революции Игрушечное производство прошло целый ряд этапов, завершившихся в 1929 обобществленном, укрупнением и значительной механизацией производства, проведенных пром. кооперацией. Значительный шаг по улучшению качества продукции сделан с момента объединения всей организации по управлению Игрушечного производства в промышленной кооперации.
Работа все время велась по созданию новых организационных форм Игрушечного производства и по объединению кустарей в артели с подчинением артелей руководящему центру, поднятию материального и культурного уровня кустарей, улучшению постановки работ и повышению производительности и качества работы. Велась работа также и по постепенному изменению самой игрушки с тем, чтобы она отвечала задачам классового и интернационального воспитания ребенка. Кроме того ставились задачи развития Игрушечного производства в ряде районов с увеличением производства т. н. национальной игрушки и создания условия для механизации ряда промыслов с увеличением продукции так низ. экспортной игрушки.
Преобладающая масса кустарей объединена Всекопромсоюзом, сосредоточивающим до 80% всей продукции Игрушечного производства. Налажен выпуск образцов новой игрушки и инструктаж артелей. Приняты меры к созданию научно-исследовательского центра но производству игрушки с соответствующей производственной базой. Огромная работа развернута по организации самого производства, механизации и специализации его. По Игрушечному производству, объединенному Всекопромсоюзом, на 1/1 1932 продукция неспециализированных артелей составила менее 10%. Кроме промысловой кооперации игрушки выпускаются
- инвалидной кооперацией,
- мастерскими Деткомиссии при ВЦИК,
- Резинотрестом (резиновые игрушки)
- и т. д.,
- но продукция всех этих организаций не
- превышает и 20% продукции пром. кооперации.
По кустарной переписи 1929 на всей территории Союза было 10.977 кустарей, выработавших продукцию на 7.797 тыс. руб., из них 9.598 было по территории РСФСР. Еще в 1928—29 кустарь-игрушечник представлял собою распыленного кустаря, лишь 25% было организовано в артели. По данным 1931 кооперированных кустарей было уже 11.559, из коих 8.329 работало в обобществленных мастерских. Продукция кооперированных кустарей определилась в 1931 в 25,3 млн. руб., а вместе с инвалидной кооперацией до 30 млн. руб. (каучуковые игрушки не включены).
Динамика и темпы кооперирования и рост продукции Игрушечного производства видны из следующей таблицы:

В т. ч. работающих в общих мастерских . 577 71’8 3.710 6.068 % работающих 26,9 27,0 45,7 78,1
Продукция в т. руб 3.318 8.554 10.708 19.163 В РСФСР Игрушечное производство сосредоточено в наст, время в след. центрах:
- в Моск. обл. (4.706 чел.) с продукцией на 1,7 млн. руб.,
- в Северо-Кавказском крае (1.719 чел.) с продукцией на 2,6 млн. руб.,
- в Горьковском (719 чел.) с продукцией на 863 тыс. руб.,
- в Ленинградской области (698 чел.) с продукцией на 2,5 млн. руб.,
- по Средней Волге (393 чел.) с продукцией на 493 тыс. руб.
На Украине насчитывается до 2.500 кустарей, работающих в обобществлонных мастерских. Главными центрами являются
- Киев,
- Полтава,
- Сумы,
- Мариуполь,
- Кременчуг,
- Одесса,
- Белая Церковь
- и Жатомио.
При чрезвычайной обширности внутреннего рынка и огромном спросе внутри Союза ЭКСПОРТ на внешний рынок но велик; экспортируются куклы, производимые артелями, резные деревянные игрушки богородской, загорской или бабинской работы. Экспорт игрушек в 1929/30 составил 184,5 т. руб. и в 1931—388 тыс. руб.