Детерминизм. Материалистическое миропонимание несовместимо с индетерминистической точкой зрения Детерминизм (от лат. determinare—определять), учение о природе и обществе, устанавливающее необходимую связь всех событий, утверждающее, что каждое последующее событие определено событиями предыдущими.

Детерминизм
Детерминизм противополагается индетерминизм, предполагающий наличие в мире беспричинной случайности, беспричинной свободы воли или целесообразности. Материалистическое миропонимание несовместимо с индетерминистической точкой зрения; там, где прервалась бы необходимая связь событий, было бы невозможно научное познание; движение, управляющее законами диалектики, является всеобщей формой существования материи, а следовательно весь мир в совокупности в своем раз-витии подчинен необходимости, детерминирован. Следует резко различать диалектический Детерминизм и Детерминизм механический.
Материалисты-механисты метафизически противополагают категории необходимости категорию случайности, понимая первую как категорию объективную, а вторую как категорию субъективную, т. е. другими словами утверждают, что в мире господствует абстрактная, голая необходимость, фаталистически предопределяющая пути развития природы и общества и начисто исключающая всякое реальное проявление случайности и человеческой воли. «С необходимостью этого рода мы все еще не выходим из границ теологического взгляда на природу. Для науки совершенно безразлично, назовем ли мы это, вместе с Августином и Кальвином, извечным решеньем божьим или, вместе с турками, кисметом, или же назовем необходимостью. Ни в одном из этих случаев не может быть речи об изучении причинной цепи, ни в одном из этих случаев мы не двигаемся с места.
Т. н. необходимость остается простой фразой, а благодаря этому и случай остается тем, чем он был» (Ф. Энгельс). МеханическийД., или в формулировке Ф. Энгельса «Д.,перешедший к естествознанию из франц. материализма и рассчитывающий покончить со случайностью тем, что он вообще отрицает «е», оказывается бессильным понять конкретное историческое развитие природы и общества; для него характерно стремление целиком свести высшие формы движения материи к низшим, а также игнорирование специфичности законов общественного раз-вития по отношению к законам природы, законов биологии по отношению к законам физики и химии; единственной реальной наукой для него в идеале оказывается механика, роль которой сводится к установлению количественных отношений между вещами. Полное игнорирование категории качества приводит механический Детерминизм к отказу от материалистических позиций, к идеалистическому субъективизму в теории познания, к замене диалектического метода формальной логикой; диалектическое понимание развития сменяется эволюционной теорией, учение о взаимопроникновении противоположностей—теорией равновесия.
Следует отметить историческую заслугу Гегеля в методологической разработке диалектического Детерминизм, между тем как французск. материализм 18 века стоял на точке зрения Д. метафизического. Наиболее полное и последовательное развитие диалектический Детерминизм получил в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина; для критики метафизического Детерминизм особое значение имеют «Диалектика природы» Ф. Энгельса и IX Ленинский сборник.
Диалектический Детерминизм, представленный философией марксизма-ленинизма, вскрывает реальную диалектическую детерминированность природных и социальных явлений,«превращения отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы,взаимную связь противоположностей» (Ленин).
Непонимание, искажение диалектического смысла необходимого развития при-роды и общества является пунктом совпадения позиций механического материализма и идеализма: если механический Д. метафизических материалистов в теории познания таит опасность уклона к субъективному идеализму, а в учении об объективной реальности—опасность уклона к теологическому миропониманию, то в свою очередь идеализм, пытаясь обосновать индетерминистическую точку зрения, готов принять урезанный Детерминизм,истолкованный механистически: механическому Детерминизм отводится область феноменов, индетерминизму—область действительной сущности вещей. Согласно этой точке врения наука, устанавливая необходимые связи (в смысле механического Детерминизм), скользит-де по поверхности вещей, ограничивается количественными отношениями, проходит мимо качества; индетерминизм же, проникающий якобы в истинную сущность мира, за видимостью необходимости усматривает истинную случайность, позволяющую построить философское учение о недетерминированной свободе воли, о боге и целесообразности всего происходящего. Т. о. в своем понимании детерминированности как абстрактной необходимости метафизический материализм и идеализм взаимно дополняют друг друга.
Диалектический Детерминизм марксизма-ленинизма в своем понимании категории необходимости прежде всего учитывает закон единства, взаимопроникновения противоположностей; категории необходимости и случайности имонно потому должны быть взяты в их диалектическом единстве, что сама объективная реальность в своем развитии подчиняется не абстрактной, но конкретной исторической необходимости, которая является единством противоположных движений действительности, объединяемых в единое, внутренне противоречивое самодвижение. Диалектический Д. учитывает всесторонний универсальный характер мировой связи,взаимодействия многосторонних, противоречивых определений действительности.
Не-обходимость механического Д. как метафизических материалистов, так и идеалистов абсолютно противополагается случайности,т. е. предполагает концепцию развития в качестве лишь уменьшения и увеличения иди u качестве повторения. При этом у мета-физических материалистов «остается в тени самодвижение, ого двигательная сила, его источник, его мотив» (Ленин), у идеалистов же «сей источник переносится во вне—бог,•субъект и т. д.». Менаду том как причинность получает свое диалектическое истолкование лишь в свете категории взаимодействия,механический Детерминизм, сводя отношение между причиной и следствием к количественной повторяемости, тем самым отвергает и закон перехода количества в качество и обратно.
Для диалектического же Д., учитывающего качественную сторону взаимодействия при-чин и следствий, закон перехода количества в качество является дальнейшим развити-ем закона взаимопроникновения противоположностей.
Необходимость диалектического детерминизма предполагает самодвижение, «дает ключ к „скачкам», к „перерыву постепенности», к „превращению в противоположность», к „уничтожению старого и возникновению нового»» (Ленин). Равным образом и закон отрицания отрицания учитывается учением о необходимости диалектического Д., вскрывающего внутреннюю противоречивость развития, отвергающего теорию равновесия противоположно направленных СИЛ, а том самым приходящего к учению об отрицании отрицания в необходимом историческом развитии природы и общества.
В то время как согласно обычной метафизической точке зрения свобода и необходимость несовместимы и исключают друг друга, .марксизм, развивая на основе материа-лизма положения, намеченные еще в 17 в.Спинозой, а в ненецком идеализме—Шеллингом и Гегелем, видит в свободе познанную необходимость. Не отрицая детерминизма всех—природных и социальных—процессов, марксизм в самом причинном порядке мира указывает условия возможности свободы: свобода состоит в сознательном действии, направленном к осуществлению познанных законов и тенденций при-родного н социального развития: «всомирная история ость процесс свободы в сознании необходимости» (см. Свобода воли).


