Ювелирное дело, один из видов искусства обработки металлов, преимущественно благородных, часто в соединении с ценными камнями, эмалью, жемчугом и др. материалами. Любовь к украшениям издавна присуща человеку. Украшениями пользовались как средством привлечь внимание окружающих и как знаками классового превосходства и власти. У племен с первобытной культурой украшения носили преимущественно мужчины, а по мере проникновения т. н. цивилизации они переходят почти исключительно к женщинам.
Ювелирное дело

Превращение драгоценных металлов, ценных камней и жемчуга в объекты высшей материальной ценности сделали их предметами торговли и оплаты товаров, являвшимися могучим средством накопления материальных богатств в руках экономически более сильных классов. Очень долгое время золото, серебро, камни и жемчуг оставались в руках обладателей без особого художественного оформления, в крайне грубой отделке, и более походили на куски и слитки, чем на предметы украшения.
Таковы напр. гладкие обручи из толстого золотого или серебряного прута, т. н. гривны, находимые в могильных курганах ю.-в. части СССР, к-рые через голову надевались на шею по несколько штук; их количество и вес выделяло старшего или вождя (Оружейная палата хранит в своем собрании золотую гривну весом ок. кило, принадлежавшую готскому вождю 4 в. хр. э.). Такое же использование — Египетская каменная пластинка с инкрустацией. Ок. 1000 до хр. э. чается первоначально и в отношении драгоценных камней, к-рые в необработанном виде и без всякой огранки и оправки просверливались и, вздернутые на шнур, носились как бусы или пришивались к одежде.
Вост. страны, богатые копями драгоценных камней и золотом, первые выступили в качестве поставщиков ценностей и достигли высокого совершенства в художественной обработке металла, используя труд рабов. Общеизвестны собрания драгоценных ювелирных изделий индийских царей. Греки достигли еще большего мастерства в обработке металлов, почти не применяя драгоценных камней, к-рые без обработки являлись для них материалом слишком грубым. Рим, ставший мировой державой, широко пользовался ювелирными изделиями, привлекая к исполнению ювелирных работ прежде всего искусных мастеров Греции.
Римская аристократия времен республики и империи тратила баснословные суммы на драгоценности. Золотой браслет роко пользовались греческой работы. Нач. женщины и мужчины. В числе материалов для ювелирных изделий вошел в употребление жемчуг, ввезенный впервые во времена Суллы, и драгоценные камни — из них многие носились как амулеты, к-рым приписывались сверх -естественные свойства.
С падением Римской империи накопленные в ней ценности подверглись новому распределению. Огромное количество ценностей перешло в Византийскую империю. После того как христианство стало государственной религией, церковь и многочисленное духовенство превратились в нового потребителя золота и Камней. Украшение ювелирными изделиями и камнями церквей и церковных предметов, особенно сосудов и одежд, достигло невероятных размеров. Юстиниан в своей знаменитой постройке (храм св. Софии) задался целью поразить мир затратой материалов огромной ценности на его отделку.
Престол храма был из чистого золота, блистая камнями и эмалями, а на весь алтарь израсходовано 40.000 фунтов серебра. Византийские ювелиры пользовались различными драгоценными камнями и особенно эмалью. В украшения постоянно вводились изображения креста и образы раннехристианской символики (особенно голуби и павлины). Разграбление Константинополя крестоносцами, французами и венецианцами снова вызывает перегруппировку накопленных ценностей и перемещение центров ювелирного искусства.
Вместе с тем ювелирные изделия надолго теряют значение произведений искусства и становятся гл. образ, носителями определенной материальной ценности. Бесконечные войны феодалов, заставлявшие их быстро и неожиданно покидать свои замки, побуждали все ценное помещать в предметы, легко перевозимые. Отсюда огромное увеличение драгоценностей в инвентарях как светских, так и духовных вельмож; этим же объясняется увеличение числа ювелиров и золотых дел мастеров.
Драгоценности приобретают значение денег
Быстро переходящих из рук в руки. Развитие монастырей, бывших крупнейшими феодалами — землевладельцами, притягивавших также ценности в виде вкладов и пожертвований и не брезговавших участием в ростовщических финансовых операциях, скопило в руках духовенства огромное количество ценностей и сделало его одним из главнейших потребителей ювелирных изделий. В монастырях эпохи феодализма накапливается множество драгоценной церковной утвари, над изготовлением к-рой работали с большим мастерством средневековые ювелиры.
Открытие Америки
И начавшееся затем ограбление колоний открыло неисчерпаемый источник благородных металлов и драгоценных камней. В эпоху Возрождения в Италии в связи с ростом буржуазии, особенно во Флоренции в эпоху господства Медичи, снова пробуждается интерес к личным украшениям к-рые стали НОСИТЬ как женщины, так и мужчины. В числе наиболее видных и искусных ювелиров Италии был Гиберти, далее—1Томмазо Финигверра и Антонио Полайоло, из к-рых первый известен применением черни (черной эмали), а второй—наложением эмали по рельефам.
Ювелирным искусством в совершенстве владели Верроккьо, Боттичелли и Гирландайо, перешедшие потом к живописи. Исключительной славой пользовались миланский мастер Амброджо Фоппа, прозванный Карадосса, и знаменитый флорентиец Бенвенуто Челлини. В Германии со второй половины 15 в.
это искусство достигает расцвета. Центром Ювелирного дела были города Аугсбург, Мюнхен Ю. дела были города Аугсбург, Мюнхен и Нюрнберг.
Усиленно растет производство столовой посуды, преимущественно серебряной, вызолоченной. В дальнейшем немецкое искусство грубеет. В огромном количестве оставшиеся от 16 и 17 вв. изделия серебряной посуды поражают в большинстве случаев неуклюжестью формы и бесцельностью назначения. Бесчисленные кубки по метру и более высоты, негодные для питья, различные фигуры животных и т. п., рассчитанные на солидность веса, служили прёдметом экспорта, в’ том числе и в Россию, ко двору Московских царей и в обиход боярства (особенно в обмен на драгоценные меха).
Тридцатилетняя война положила конец бездарному ювелирному производству Германии. С 17 в. за ювелирными рисунками приходится обращаться во Францию. Деятельность Кольбера, давшая двору Людовика XIV приток значительных средств, стимулировала новый расцвет Ювелирного дела. Крупнейшими мастерами были Жиль Легард и эмальер Жан Тутен. С конца 17 в. Стиль ювелирных изделий становится более хрупким и изящным (т. н. «Рококо»),» Этот стиль широко распространяется за пределами Франции, в том числе и в России.
Целый штат ювелиров—преимущественно заезжих иностранцев—обслуживал заказы русского двора, но лучшие вещи приходили все же из Франции. В 18 в. в моду входят богато разукрашенные часы. Большая часть этих изделий хранится в Государственном эрмитаже и в Оружейной палате. Французская революция, переоценившая все ценности, и в т. ч. ювелирные, в значительной мере охладила к ним интерес на многие годы. В 19 в. Ювелирное дело клонится к упадку. Оригинального стиля в искусстве создано не было, и ювелиров художников постепенно сменяют ремесленники штамповщики, массово изготовляющие дешевые утилитарные предметы (сережки, колечки, брошки, запонки).
Наряду с этими полу-кустарями нельзя не упомянуть и о астерах-кустарях в нац. искусствах. Злато-кузницы Дагестана изготовляют до сих пор тончайшие сканные изделия из серебряной проволоки. До недавнего времени казанские татары также изготовляли огромное количество мелких ювелирных изделий. Октябрьская революция использует награбленные в прошлом эксплоатирующими классами материальные ценности (дворцовые, церковные и буржуазные) на улучшение быта пролетариата и на нужды социалистического строительства. В то же время бережно сохранены и переданы в центральные музеи ювелирные изделия, ценные как произведения искусства и как памятники материальной культуры прошлого.


