В отличие от деизма, отрицающего вмешательство бога в жизнь природы и общества, Теизм рассматривает все явления природы и общества как осуществление «промысла божьего»

Теизм
Диалектический материализм, преодолев идеализм и религию, тем самым наиболее последовательно устранил все суеверия и предрассудки Теизма. Теизм (от греч. thoos—бог), богословское учение о личном боге, волей которого постоянно определяется жизнь природы и общества. Теизм составляет общую догму монотеистических религий. В отличие от пантеизма, растворяющего бога в природе, Теизм подчёркивает отдельное, отличное от природы, существование бога, обладающего свойствами божественной личности—разумом, волей, благостью и т. д. В отличие от деизма, отрицающего вмешательство бога в жизнь природы и общества, Теизм рассматривает все явления природы и общества как осуществление «промысла божьего» или как его «предопределение». Законы природы и общества Теизм считает установленными самим богом и отменяющимися по его воле. Теизм признаёт возможность чуда, т. е. вмешательства бога, нарушающего естественный ход событий.
Разработка догм Теизм получила особое развитие в католическом и православном христианском богословии. Идеалистическая философия ставит себе целью обоснование и защиту Теизма философскими аргументами; прикрытие примитивных антропоморфических представлений Теизма более тонкими философскими спекуляциями; примирение антинаучного телеологического учения о «промысле божьем» с естественно-научным понятием о закономерности; преодоление кричащих внутренних противоречий Теизма (в особенности— между мудростью, благостью и могуществом, приписываемыми богу, и существованием зла в мире). Диалектический материализм, преодолев идеализм и религию, тем самым наиболее последовательно устранил все суеверия и предрассудки Теизма.
А
Осуждение столь удобного для религии учения вызвано было необходимостью, с одной стороны, приспособиться к данным науки и философии, а с другой—привлеч


