ТЕОСОФИЯ (от греч. theos—бог, sophia— мудрость), полное суеверий ролигиозно-мистичоскоо учение; стоящее вне границ определённого вероисповедания и признающее источником «богопознания» личное откровенно (мистическую интуицию). Тайное (эзотерическое) содержание всех религий, по учению теософов, скрыто от непосвящённых и в священных книгах излолсоно символическим языком.

ТЕОСОФИЯ
Оно хранится и передаётся и з поколения в поколение посвященными в тайну «изначальной божественной мудрости» (напр., индийскими йогами). Приобщиться к этой мудрости и тем самым подняться над человочоскнм опытом и проникнуть в таинственный мир сверхъестественного могут только избранные натуры, обладающие особым «духовным зрением», совершенствуемым путём особой тренировки «духа» в период «ученичества». Т а к и е лица, по учению теософов, приобретают особые сверхъестественные свойства.
Элементы Т. встречаются ещё в древних религиозно-философских системах (в б р а х -манизме, буддизме, неоплатонизме, гностицизме, каббале), а т а к ж е у последователей нек-рых зап.-европейских сект (напр., розенкрейцеров) и у некрых мистиков и а л х и м и к о в 1G—18 веков.
Современная Т . является фантастич. смесью этих учений и других магических, «оккультных» и спиритич. представлений. Основателем современной Т. считают Елену Б л а -ватскую (уроженку Екатеринослава, 1831 — 1891), писавшую иод псевдонимом Раддабей. В 1875 Б л а в а т с к а я и амор. полковник Олькотт основали тоософич. общество с центром в Пью Иорке. В 1882 эти нее лица основали второй центр в Индии.
Поело смерти Б л а в а т -скОй эту организацию в о з г л а в л я л а Анна Безант. Особой разновидностью Т . я в л я е т с я возникшая в Германии накануне первой ми-ровой войны антропософия, основатель которой — Р у д о л ь ф Штейне)) (1801—1925). Распространение реакционнейшей, врале-добной пауке и научной философии теософич. мистики в не


