До первой четверти 20 в. границами Атлантического океана принимались на С. и Ю. полярные круги. В наст, время, на основе данных океанографии, границы Атлантического океана на Ю. продолжены между меридианами мыса Горна и мыса Игольного до окраины Антарктического материка; на С. же его продолжение образует Сев. Полярное море, ранее считавшееся самостоятельным океаном.

Атлантический океан
Содержание:
- Физико-географический очерк
- Жизнь в Атлантическом океане
III. Экономический очерк
- Геополитический очерк
- История открытий и исследования
Физико-географический очерк. Особенности атлантического океана климат, глубина, заливы и острова?
Таким образом, Атлантический океан по меридиану от сев. полюса почти доходит до южного. Частною же его границею на С., отделяющей собственно Атлантический океан от Сев. Полярного м., считаются поднятия дна, существующие в Девисовом проливе, в Датском проливе (между Гренландией и Исландией) и между Исландией и Шотландией. Согласно последнему исчислению (Dr. E. Kossinna, 1921) площадь собственно Атлантического океана:
- (без морей) равна 82.441.500 км2,
- объем—323.613.000 км3,
- средняя глубина—3.926ж;
со включением же всех его морей:
- площадь 106.463.200 км2,
- объем—354.679.000 км*,
- средняя глубина— 3.332 м.
- В этом числе Сев. Полярное м. занимает площадь в 14.090.100 км2.
По своим очертаниям Атлантический океан в общем имеет сходство с латинской буквой S; на всем его протяжении ширина его изменяется в весьма заметных пределах:
- так, по параллели 60° с. ш. ширина—3.700 км,
- по линии между Ирландией и Нью-Йорком (где его чаще всего пересекают пароходы)—3.240 км,
- на 25° с. ш. между Сенегамбией и Мексикой— 8.330 км.
- От мыса С. Рок (Юж. Америка) до мыса Пальмас (Африка) ширина—2.960 км, а
- по Параллели 35° ю. ш.,между мысом Доброй Надежды и Юж. Америкой, —6.850 км.
Северная половина океана заключает в себе все моря А. о., в южном полушарии морей нет. В сев. полушарии береговая линия Атлантического океана чрезвычайно велика, — обстоятельство, имеющее очень большое значение для экономического и политического развития стран, к нему прилегающих. Развитие граничной линии океана (без прилегающих морей) определяется, по Шотту, коэффициентом 45 по формуле — ^ ( U V)^ где U обозначает действительную граничную линию, а V—границу шарового сегмента, сферическая поверхность которого равновелика площади определяемой фигуры.
Бассейн Атлантического океана? Особенности границы Атлантического океана, карта Атлантического океана?
В силу высокого развития береговой линии, а также устройства поверхности прилегающих к нему материков, на которых горные хребты отодвинуты далеко от берегов, Атлантический океан из всех трех океанов обладает наибольшим бассейном, занимающим до 50% поверхности всей суши; его бассейн приблизительно в 4 раза больше бассейна Тихого океана. Наиболее значительные реки земного шара, за немногими лишь исключениями, несут свои воды в Атлантический океан, соединяя с ним обширнейшие в мире озерные области, как система озер Соединенных Штатов, где океанские суда доходят до Дулута на 3 . Верхнего оз., в 1.800 км по прямой линии от океана. По Амазонке большие морские пароходы достигают 1.000 км от устья. Величина бассейна в соединении со столь мощными речными путями является основной причиной того преобладающего значения, которое занял в мировом хозяйстве океана по сравнению с Великим.
Обитатели Атлантического океана? Заливы и острова Атлантического океана?
Начиная от границы с Сев. Полярным м.,—с глубинами в Девисовом проливе— в 730 м, между Гренландией и Шотландией—не более 600 ж,—далее на Ю., между Великобританией и Лабрадором, лежит сравнительно ровное пространство глубиною от 2.500 до 3.500 м. Далее к Ю. от него отделяется срединное подводное поднятие дна, с глубинами около 3.000—3.600 л», продолжающееся с перерывами у экватора вплоть до 60° ю. ш. На этом поднятии дна стоят многие вулканические острова:
- Азорские,
- св. Павла,
- Вознесения (св. Елена близко от него к В.),
- Тристан да Кунья,
- Гоу,
- Бувэ.
По обе стороны меридионального поднятия расположены две более глубокие части Атлантического океана, при чем американская часть, в общем, глубже европейско-африканской и содержит вообще наибольшие глубины всего океана. Зап. понижение дна океана, в общем, около 5.000—5.600 м глубиною, имеет в сев. полушарии три небольших по размеру глубоководных ложбины около 30° с. ш., 25° с. ш. и 12° 30′ с. ш., с глубинами немного более 6.000 м. Хотя и принято считать условною зап. границей океана меридиан мыса Горна до Земли Грахама, но морфологически граница с Тихим океаном, конечно, проходит выгнутою к В. дугою от мыса Горна к вост. оконечности Юж. Шетландских о-вов. Вдоль этой линии глубины 3.600—3.900 м, а по обе ее стороны—более 4.000 м.
До первой четверти 20 века. Границами Атлантического океана были Северный и Южный полярные круги. В настоящее время, по океанографическим данным, границы Атлантического океана на юге простираются от меридианов мыса Горн и мыса Игольный до края Антарктического континента. Мы. Его продолжение образует север. Северный Ледовитый океан, ранее считавшийся независимым океаном. Следовательно, Атлантический океан находится с севера через меридиан. Полюс достигает юга. Частная граница на севере отделяет Атлантический океан от собственно севера. Полюс М. Рассчитаны высоты уровня моря в проливе Дэвиса, Датском проливе (между Гренландией и Исландией) и между Исландией и Шотландией. По последнему расчету (доктор Э. Кочина, 1921) верна площадь Атлантического океана:
1. (без моря) 82 441 500 км.
2. Объём-323.613. 000 км
3. Средняя глубина – 3,926 фута;
Включая все моря;
• Площадь 106 463 200 км2.
• Размер – 354 679 000 км*;
• Средняя глубина – 3,332 метра.
• Северный в этом числе. Северный Ледовитый океан составляет 14 090 100 км.. В Атлантическом океане он вообще напоминает латинскую букву S; По всей длине ширина варьируется в очень заметных пределах.
• Следовательно, параллель 60° с.-д. Ширина – 3700 км.
• На маршруте между Ирландией и Нью-Йорком (часто проходимом пароходами) — 3. 240 км.
• На 25° северо-западной широты. Между Сенегамбией и Мексикой – 8330 км.
• От мыса С. Рок (Южная Америка) до мыса Пальмас (Африка) ширина составляет 2960 км, а
• Параллель 35° южной широты, между мысом Доброй Надежды и югом. Америка, -6850 км
Северная половина океана содержит все моря А. о.. В южном полушарии морей нет. в целом. Полушарие, побережье Атлантического океана чрезвычайно велико, такое положение имеет большое значение для экономического и политического развития соседних с ним стран.. Развитие границы океана (при отсутствии соседних морей) по формуле Шотта 45 — ^(U V)^U представляет собой фактическую линию границы, а V — границу. Круглая часть, сферическая поверхность равна площади фигуры.. Атлантический бассейн? Особенности границ Атлантического океана, карта Атлантического океана?
Благодаря высокому развитию побережья и строению поверхности соседних материков горные хребты отодвинулись от побережья, от Атлантического океана, от всех трёх океанов.. Анова имеет самый большой бассейн, занимающий до 50% всей площади суши, бассейн примерно в 4 раза больше бассейна Тихого океана.. За некоторыми исключениями, наиболее значительные реки мира несут свои воды в Атлантический океан, соединяясь с ним из крупнейших озерных регионов мира, таких как Американская озерная система, куда океанские корабли прибывают в 3 Дулут. 1800 км по прямой от океана. Через Амазонку крупные суда проходят за 1000 км от устья. Размер бассейна является основным фактором сотрудничества с такими мощными реками.
На В. большие глубины океана (более 5.000 м) непосредственно переходят в такие же глубины Индийского океана. Главная по глубинам ложбина Атлантического океана вытянута по параллели и прижата к сев. окраине восточных островов группы Больших Антильских, т.-е. Гаити и Порто-Рико. В ней глубины превосходят 8.000 м, при чем наибольшая (8.341 м) лежит всего в 130 км от берега Порто-Рико, тогда как в вост. части океана вообще не встречается глубин больше 6.290 (ложбина около 30° с. ш.). В юж. полушарии глубины во многих местах близки к 6.000 м, и имеются три глубоководные ложбины более 6.000 м, одна на 20° ю. ш., другая между 10° и 5° ю. ш. и третья на 0°11 ‘ ю. ш. с глубиною 7.370 м.
От Мексиканского зал., Караибского и Средиземного морей глубины океана отделены подводными поднятиями; на таком поднятии на 3. стоят Антильские острова, а в Гибралтарском проливе есть подводная перемычка около 360 м глубины. В силу малого развития больших глубин, грунт дна Атлантического океана на большей части его поверхности (54%) состоит из отложений глобигеринового ила, являющегося результатом накопления мельчайших животных, живущих в приповерхностных слоях океана. По отмирании животных, тонкие известковые скорлупки падают на дно, и их скопление образует ил палевого цвета.
Из других глубоководных илов следующее место по распространению занимает красная глина (в сущности, по цвету она светло- или темно-коричневая, шоколадная, а не чисто красная, как принято ее называть) больших глубин (17% дна). Она встречается начиная с 4.000 м и совершенно облегает дно глубоководных ложбин более 6.000 м глубиною. На крайнем Ю., но еще далеко не доходя до полярного пространства, по параллели протягивается полоса диатомового ила, результата скопления кремнистых скорлупок водорослей того же имени, живущих в поверхностных слоях океана (6% ложа океана). Прибрежная полоса океана, шириною максимально до 400—500 км, покрыта илом материкового происхождения, результатом накопления частиц разрушения берегов и отчасти внутренности материка. Она занимает 23% дна океана.
Характеристика Атлантического океана? Рельеф, площадь, соленость, климат, глубина и температура Атлантического океана?
Атлантический океан обладает на поверхности наибольшею, по сравнению с другими океанами, соленостью, что обусловлено отчасти его большею материковостью, т. к. он уже других океанов, а затем уносом водяных паров из его области к В., где они выпадают осадками в местах материков, не имеющих стока в океан. Как и во всех океанах, соленость распределяется по поверхности т. о., что в штилевой экваториальной полосе соленость сравнительно с соседними пассатными полосами, несколько меньше (35%0), в пассатах она наибольшая (до 37,6—37,9%0); далее к полярным областям соленость убывает, при чем соленость в 35%0 проникает до Шпицбергена и Нордкапа: единственное место в мировом океане, где под 78° с. ш. встречается столь большая соленость. Средняя соленость Сев. А. о.—35,8%„, Юж. А. о. —35,0%о , всего океана—ок. 35,4%0.
Плотность на поверхности распределена более в зависимости от распределения нежели солености. В тропиках наименьшая плотность 1,0220— 1,0230; отсюда к полярным областям она увеличивается и доходит до 1,0270—1,0280. С глубиною плотность увеличивается до 1.500 м, ниже же очень незначительно изменяется, оставаясь ок. 1,0278.
Температура на поверхности зависит от двух причин: широты и течений. В юж. полушарии, к Ю. от 40° ю. ш. изотермы идут почти согласно параллелям, т.-е. тут сказывается только влияние астрономического нагревания поверхности.
Течение Атлантического океана? Описание течений и температуры Атлантического океана?
С приближением к экватору изотермы изгибаются—у берегов Америки к 10., у Африки к С., иногда на 20° по широте, вследствие теплого Бразильского течения и относительно холодного Бенгуэльского. На экваторе температуры в среднегодовом доходят до 27°. В сев. полушарии к С. от 30° с. ш. изотермы очень сближены у Соединенных Штатов (на 10° широты изменяются от 25° до 5°) и наоборот очень раздвинуты у Европы и Африки. Это есть последствие течений Гольфстрима и Полярного, встречающихся у Ньюфаундлэнда. Под 71° с. ш. у Нордкапа, в среднем, за год темп, воды около 5°; столь высокой темп, в подобной широте нигде больше нет в мировом океане.—Темп, на глубинах изменяется в течение суток не далее 25—30 м, в течение года не далее 150 ж. Вообще же с глубиною темп, убывает заметно до глубин в 1.000 м.
На 1.000—1.500 м она уже ок. 4°, далее же она медленно убывает, и на глубинах в 5.000— 6.000 м доходит до 2°, а в умеренных юж. широтах—почти до 0°. Т. о., теплый поверхностный слой, с темп, выше 20°, занимающий 41% поверхности океана, имеет мощность всего 100—150 м, далее же в глубь, начиная с 1.000 м, расположен громадный по мощности слой с темп. 4°—1°. Температуры в придонном слое колеблются в океане от 3° до 0°. Сев. половина океана в соответствующих широтах и глубинах везде теплее южной, п. ч. последняя на глубинах непосредственно переходит в юж. полярную область, тогда как на С. ок. 65° с. ш. подводное поднятие дна разобщает большие глубины Сев. Полярного м. от таковых же Сев. Атлантического океана.
Распределение газов на глубинах Атлантического океана, согласно данным двух последних экспедиций (Planet —1906 и Deutschland—1911), таково, что по обе стороны экватора в слоях от 100 ж до 1.000 м замечается относительное обеднение кислородом, тогда как в умеренных широтах воды океана на тех же глубинах значительно ближе к насыщению их кислородом. Такое распределение объясняется, с одной стороны, обилием жизни по обе стороны экватора, поглощающей кислород, а с другой—существованием вертикального обмена вод между поверхностью и глубинами. Воды поверхности, начиная с 50° с. ш. и 35° ю. ш., охлажденные и тяжелые, опускаются и текут под поверхностным слоем медленным, ползучим движением к экватору, где и поднимаются на поверхность.
Цвет Атлантического океана? Фауна Атлантического океана? Ветра Атлантического океана?
Цвет океанической воды в открытом океане—темно-синий и очень чистый. В области Гольфстрима он замечательного нежно-голубого цвета, весьма заметно отличающегося от синего цвета остальной воды океана.
Течения в океане, как и во всем мировом океане, зависят от системы ветров (см. Ветер) и от разности плотностей воды в различных широтах. Эти две причины в сочетании с очертаниями берегов океана и производят нижеследующую систему течений. Главнейшие ветровые течения суть экваториальные: их два.
В юж. полушарии экваториальное течение занимает полосу между 0° и 10° ю. ш.; начинаясь ок. Африки, оно по мере движения на 3. своею сев. границею постепенно переходит за экватор. Будучи в начале течением холодным (24—25°; холодными течениями называются те, темп, коих ниже темп, воды, их окружающей и не участвующей в них, а теплыми—обратно. Потому могут бьггь теплые течения+2° и холодные+25°), оно постепенно прогревается и уже теплым подходит к мысу С. Рока (Юж. Америка), где им и разделяется. Юж. ветвь, под названием Бразильского течения, на параллели Ла Платы начинает заворачивать на В. и пересекает океан по параллели. С Ю. к нему примыкают холодные воды полярных течений.
У мыса Доброй Надежды часть течения уходит в Индийский океан, а остальная масса поворачивает налево и идет вдоль Африки на С. под названием холодного Бенгуэльского. У экватора оно дает начало экваториальному и замыкает круговорот течений юж. полушария. Сев. ветвь южного экваториального течения идет под именем Гвианского вдоль Юж. Америки на С.-З., проходит через Караибское м. в Юкатанский пролив, затем частью обтекает Мексиканский зал. по направлению часовой стрелки, а главною массою идет вдоль сев. берега Кубы, входит во Флоридский пролив, где, встретив банку Багамских о-в, круто поворачивает на С. Отсюда течение называется Гольфстримом (Заливное течение).
Сев. экваториальное течение идет на 3 . от Африки между параллелями 10-—23° с. ш. Между ним и юж. экваториальным течением существует экваториальное противотечение, идущее приблизительно от середины океана на В., в Гвинейский зал., где оно отчасти соединяется с юж. экваториальным течением, заворачивая направо. Сев. экваториальное течение пересекает океан, омывает с В. Малые Антильские и Багамские о-ва и с вост. окраины примыкает к Гольфстриму при его выходе из Флоридского пролива. В проливе ширина течения около 70 км, а глубина около 600 м. Обыкновенная скорость течения тут ок. 6 км в 1 час. Струя такой скорости проходит ближе к берегу Флориды.
Случается, что наибольшая скорость течения тут достигает 9 км в 1 час. Для сравнения укажем, что Нева, одна из быстрых рек, в Ленинграде имеет скорость 5,8 км в 1 час. Расход воды в Неве составляет 1/76.000 долю расхода воды Гольфстрима. На выходе в океан Гольфстрим расширяется и идет по окраине материковой отмели Америки. Между ним и берегом проходит полоса значительно более холодной воды. Восточная окраина течения несравненно менее резко отграничена. Гольфстрим, следуя окраине материка, постепенно уклоняется к В., на параллели Нью-Йорка круто поворачивает на В. и на меридиане 40° з. д. в сущности оканчивается, собственно, Гольфстрим.
Далее на В. скорость течения всего ок. 28 я в сутки; отсюда течение носит название Атлантического; юж. его граница лежит ок. 40° с. ш., от нее постепенно отделяется к Ю .-В. ветвь, называемая Канарским или Сев. Африканским течением, которое несет сравнительно охлажденную воду (градуса на 2—4 ниже нормальной для тех же широт). Это течение заворачивает направо и соединяется с сев. экваториальным, замыкая круговорот течений сев. полушария. Внутри круговорота лежит т. н. Саргассово море. (см.), т.-е. скопление водорослей, оторванных прибоем от берегов Антильских островов и Америки. Другая часть Атлантического течения идет на С.-В., на широте Ирландии от него отделяется ветвь к юж. берегу Исландии, называемая течением Ирмингера.
Последнее далее огибает с Ю. Гренландию и идет в Девисовом проливе по берегу Гренландии к С., образуя теплое Зап.-Гренландское течение, к-рое затем пересекает море на 3 . и замыкает круговорот теплой воды между Ньюфаундлэндом, Гренландией и Исландией. Главная же часть Атлантического течения идет к 3 . от Ирландии между ней и Исландией и, протекая над подводным поднятием дна между Исландией и Шотландией, входит в Сев .-Европейское м., внося в него ежегодно около 140.000 км3 теплой ( 5 — 1 2 ° ) и соленой (35,0°/00) воды; далее течение идет вдоль окраины материковой отмели Норвегии.
Пройдя Нордкап, течение посылает ветвь на В. в Баренцово море, где оно разветвляется на 4—5 рукавов, доходящих почти до Новой Земли. Юж. рукав обусловливает незамерзание моря вдоль берега всего Мурмана. Другая же ветвь Атлантического течения идет на С. по зап. окраине Шпицбергена и далее углубляется под воды Сев. Полярного м., — более холодные, но более легкие (вследствие их меньшей солености),— и образует промежуточный теплый и соленый слой от 200 до 800 м глубины в Сев. Полярном м. В свою очередь из Сев. Полярного м. выходит мощное холодное Воет .-Гренландское течение слоем до 200 м мощностью с темп, ниже 0 е . Оно Датским проливом входит в Сев. Атлантический океан, огибает Гренландию с Ю. и идет на С. между теплым Зап.-Гренландским течением и берегом.
Айсберги атлантического океана? Льды атлантического океана?
На С. Баффинова м. оно заворачивает на 3 . , соединяется с холодными водами, идущими тут на Ю., и далее образует холодное Лабрадорское течение; это течение, несущее льды и из Баффинова м. и из Воет .-Гренландского течения, движет их к Ньюфаундлэндской банке, где они встречают с ÏO. Гольфстрим и в нем тают. Однако, случается, что небольшие обломки льдов достигают до 35° с. ш. Такое распределение теплых и холодных течений имеет громадное значение для физико-географич. условий сев .-зап. Европы и сев .-вост. Америки, что в свою очередь оказывает решающее влияние и на экономич. условия этих областей.
Особенно большие по амплитудам прилив Атлантического океана существуют в Ламанше и в Бристольском заливе
Приливы в Атлантическом океане отличаются вообще большою правильностью; в них преобладает влияние полусуточной волны. Особенно большие по амплитудам приливы существуют в Ламанше и в Бристольском зал.: в Гранвиле (зап. берег Нормандии) амплитуда доходит в сизигии до 12 м, в верховье Бристольского зал., в Англии, до 11,5 м. В Лондоне она составляет до 6 ж, в Ливерпуле до 8 м; в этих и других подобных местах (устье Эльбы—Гамбург, устье Сены—Гавр) приливы имеют большое экономическое значение, позволяя океанским судам входить туда в полную воду.
—По другую сторону океана, между Новою Шотландией и берегом Америки, в зал. Фунди также наблюдаются замечательные амплитуды приливов до 15 м . На океанических о-вах посреди океана амплитуды не велики—от 2 до 1 и 0,5 л».
Сведения относительно морей Атлантическом океане см. под соотв. названиями. Ю. Шокальский. Жизнь в Атлантическом океане. Планктонные (см. Планктон) и донные (см. Бентос) животные, как и в других океанах, населяют всю толщу воды океана от поверхности до максимальных глубин; растительные организмы, которым нужен свет, не опускаются глубже 400 м. Если оставить в стороне абиссальную, глубинную фауну, к-рая имеет очень много общего во всех океанах, то Атлантический океан, в отношении его водного населения, можно разбить на 5 областей:
- тепловодную,
- арктическую и антарктическую и
- две переходных—северо и южно-атлантические.
- Главенствующим фактором распределения является температура; поэтому в связи с направлением холодных и теплых течений, границы между областями сильно изогнуты (см. карту).
Геоморфология Атлантического океана? Зоопланктон Атлантического океана? Экосистема и животные Атлантического океана? Краб Атлантического океана?
Тепловодная область, прилегающая к экватору, населена очень разнообразными тепловодными видами животных и растений. Однако, количество особей каждого вида здесь незначительно; не велико также и общее количество планктона при всем обилии составляющих его видов. Господствуют в нем жгутиковые организмы, перидинеи, кокколитофоры (см. Жгутиковые) и др. На поверхности моря выставляются плавающие сифонофоры (Velella и Physalia); из воды выпрыгивают летучие рыбы; местами плавают морские черепахи. Разных видов рыб, особенно у берегов, не мало, но в массовом количестве они не встречаются и не служат предметом крупных промыслов, кроме некоторых пунктов у берегов Африки, где наблюдается подъем снизу более холодных вод.
Эти холодные воды и крупные реки являются, с другой стороны, причиной того, что настоящие коралловые рифы у берегов Африки отсутствуют, а развиты только у берегов Америки, особенно в Караибском м. Настоящих водяных змей нет; водяных птиц мало, типичны сравнительно редкие фрегаты, фаэтоны и нек-рые другие; тюлени совершенно отсутствуют; зато в мелкой воде у берегов встречаются живущие и в реках ламантины. Из китов специально тепловодной формой является кашалот. Между Канарскими о-вами и Флоридой, ближе к последней, расположена область т. н. Саргассового м., самостоятельная как с гидрологической, так и биологической точек зрения. Она заполнена плавающими веточками саргассовых водорослей, а в ее глубине мечут икру угри, собирающиеся сюда со всех рек Европы.
Почти полной антитезой тепловодной области являются арктическая на С . и антарктическая на Ю. Здесь господствуют постоянно низкие температуры. В противоположность тропикам, планктон здесь не разнообразен; но в юж. части арктической области, в воде, пришедшей сюда с В. и удобренной (см. Удобрение вод) сибирскими и сев.-европейскими реками, он развивается летом, напр., у берегов Гренландии, в громадных количествах. Его развитию содействуют и подходящие с Ю. ветви Гольфстрима. В состав его входят преимущественно диатомеи, веслоногие рачки, крылоногие моллюски и др.
Прибрежные организмы в арктической области около уровня воды развиты слабо, их стирают плавающие льды, но глубже процветают богатые заросли водорослей, особенно ламинарий, и нередко тянутся чуть не сплошные поля гидроидов, мшанок, голотурий, губок и асцидий. Коралловых, рифов нет совершенно. Нет и намека на разнообразие видов тропических рыб; господствуют только мойва, ликодесы и мелкая полярная треска. Водные птицы и млекопитающие встречаются массами. Типичной картиной Арктики являются прибрежные скалы, птичьи базары, усеянные гагарками, кайрами, тупиками, глупышами и др.; в море носятся разные виды чаек и поморников. Холодным водам свойственна и основная масса китообразных, как-то: полосатик, нарвал, белуха и др.; из ластоногих типичны моржи И встречающийся массами гренландский тюлень, служащий объектом усиленной охоты.
Антарктическая обл. в основных чертах своей жизни сходна с арктической; это сходство усиливается еще явлением т. н. биполярпости (см.), т.-е. нахождения тождественных родов и видов в обоих полярных областях, при отсутствии их в тепловодной. Среди птиц, которых, в общем, не так много, как на С., выделяются разные виды живущих целыми стадами пингвинов, которые совершенно отсутствуют на С.; настоящие тюлени представлены здесь особыми видами.
Переходные области отличаются от тепловодной и арктических сравнительно большими годовыми колебаниями температуры воды; в силу этого, а также ряда других обстоятельств, их население действительно является во многих отношениях переходным.
В сев. атлантической переходной области идущие далеко на С. ветки Гольфстрима относят туда и теплолюбивые формы; холодные нижние слои дают возможность спускаться сюда и холодолюбивым. Из Арктики в эту область переходят очень многие птицы и китообразные. Планктон и донная фауна, черви, иглокожие, моллюски и ракообразные этой области сравнительно очень богаты и количественно и видами.
Эти богатые запасы пищи, благоприятные и сравнительно большие мелководные пространства обусловливают массовое развитие ряда рыб:
- Тресковые (треска, пикша, сайда),
- камбаловые (камбалы и палтус),
- сельдевые (сельди, шпроты, сардинка и — у берегов Америки — менхэйден, Brevoortia),
- далее скумбрия,
- тунцы в определенных условиях и в определенное время встречаются в громадных количествах и являются объектом массовых промыслов.
Такие районы, как Ньюфаундлэнд, Лофотены, берега Исландии и наш Мурман недаром пользуются всемирной известностью.
Южно-атлантическая переходная область изучена еще сравнительно слабо; сев. богатству планктона в области соприкосновения холодного Гренландского течения и теплого Гольфстрима здесь соответствует богатство планктона в области столкновения холодного Фолклендского и теплого Бразильского; для Юж. Америки характерно массовое развитие гигантских водорослей (макроцистис). Благодаря господству больших глубин, промысловых рыб здесь не так много, как в сев.-атлантической переходной области, но все же хорошо известны обилием рыбы банки между устьем Ла Платы и Огненной Землей, с одной стороны, и Большая Рыбья бухта у берегов Африки, с другой. Из птиц типичны альбатросы, из тюленей—морские слоны и ушастые тюлени. Сев. киты появляются здесь снова, при чем тут их больше, чем на севере.
Экономический очерк. В области торговых и иных сношений А . о . является наиболее важным из трех мировых океанов (Атлантический, Великий и Индийский)
В области торговых и иных сношений он является наиболее важным из трех мировых океанов (Атлантический, Великий и Индийский) Это прежде всего обусловливается указанными выше физическими свойствами его:
- небольшие расстояния, какие приходится преодолевать на пути между Европой и Сев. Америкой,
- чрезвычайное расчленение берегов,
- глубоко вдающиеся в материк краевые моря и заливы,
- судоходные реки, соединяющие с морем далекие внутренние области спускающихся к морю низин.
И Европа, и Америка обращены к океану своими как бы лицевыми сторонами; прилегающие богатые и обширные земли, занятые торгово-промышленными и аграрно -промышленными государствами, производят и потребляют огромное количество пищевого и фабричного сырья и фабрикатов, чем вызывается оживленный товарообмен этими продуктами по океану. К Великому океану материки обращены как бы спиной— горными хребтами, перед к-рыми лежит узкая береговая полоса; сношения с ней, — а следовательно, и с океаном—внутренних частей материка затрудняется береговым хребтом. Индийский океан окружен густонаселенными землями только с С. В то ж е время А. о. наиболее удобно расположен и для транзитных сношений—через него идет главный транзит и в Великий, и в Индийский океаны.
Благодаря этим обстоятельствам, вместимость паровых и моторныхсудов, бороздящих поверхность Атлантическом океане почти в 2г/г раза превосходит вместимость судов, плавающих пв о двум другим океанам. Для 1923 Шотт определяет вместимость паровых и моторных судов, поддерживавших мировые сношения на всех трех океанах, в 140 милл. регистровых m нетто. Из них на долю океана приходится 99 милл. р е г . т , на Индийский океан24 милл. и Великий—17 милл.
Главным типом судов, совершающих рейсы по Атлантическому океану, являются паровые и моторные, на последнем месте стоят теперь парусные суда. Процент их сильно сократился после 1914; за этот период очень вырос процент моторных судов и пароходов с нефтяным отоплением (причины — близость месторождений американской и мексиканской нефти, компактность этого вида топлива). Тип судов 1914 1924 1925 Парусников 8,1% 3,9% 3,57. Моторных судов 0,5 » 3,1 » 4,2 » Пароходов с нефт. отоплением 2,6 » 26,8 » 27,5 » Пароходов с угольным отоплением 88,8 » 66,2 » 64,8 »
Парусные суда
мало доходны, почему за последнее время их строится мало. Новые парусники имеют вместимость от 2.000 до 5.000 per. m (в 70—80-х гг.: 500— 1.500 per. m), строятся не из дерева, как раньше, а из железа или стали. При благоприятных условиях ветра и течения идут целыми днями со скоростью до 12 узловых Регистровая тонна—объемная единица в 100 куб. англ. футов или 2,83 м \ Водоизмещение судна (объем вытесненной i:u воды) называется тоннаж брутто, а чистая вместимость полезного пространства — тоннаж нетто. морских миль (20 км) в час. Парусники еще долго сохранят свое значение для перевозки дешевых массовых грузов (селитра, хлеб, уголь, лес и т . п.). А. о. является для них по преимуществу транзитным морем, гл. обр., для движения к селитряным залежам Чили вокруг мыса Горн.
Наиболее труден для них путь из Европы в Сев. Америку, особенно в области Ньюфаундлэндских мелей, с их туманами, плавучими льдами и ледяными горами. Опасность для парусников увеличивается в этой полосе усиленным пароходным движением, мешающим их лавированию. Путь от мыса Лизард (Ламанш) до мыса Игольного на юж. оконечности Африки длится 2 месяца, обратный путь — 64 дня. Путь от мыса Лизард до долготы мыса Горн продолжается 67 дней, обратно—70 дней. Путь от Европы к НьюИорку не длинен (3.300 морских миль или 6 т. км), но парусник совершает его лишь в 40 дней (37 дней летом, 45—осенью и зимой, в отдельных случаях 85 — 90 дней, в особенно благоприятных условиях—20 дней).
Паровые и моторные суда? Практически крупные пароходы считаются лишь со льдами и туманами
гораздо меньше зависят от течения и погоды, чем парусники, но все-таки эти факторы в ослабленной степени сохраняют свою силу и для пароходов (грузовые суда могут потерять до 50% своей нормальной скорости, скорые до 15%).
Практически крупные пароходы считаются лишь со льдами и туманами, избегая всякого удлинения пути, даже если бы с ним была связана возможность попасть в полосу более благоприятных ветров и течений. —Пароходные пути, как и пути парусников, являются в А. о. совершенно определенными. Главной пароходной дорогой в А. о. является североатлантическая линия—дорога между Зап. Европой и Нью-Йорком. Она лежит в полосе между 50 и 40° с. ш. Это полоса преобладающих зап. ветров, нередко принимающих зимой характер шторма. Путь с В. на 3 . совершается поэтому не без затруднений, хотя зап. ветры и не являются постоянными, часто они сменяются другими. Большинство судов идет от мыса Лизард — на Кап Рас на юго-вост. углу Ньюфаундлэнда ; отсюда обычно берут курс на о-в Нантукет.
Сезон льдов в этой области длится от конца зимы до раннего лета; с этим периодом совпадают и сильные туманы, при которых становятся возможными столкновения судов и друг с другом, и с айсбергами. После катастрофы Титаника (1912) пути сдвинуты к Ю . , и теперь пароходы избегают проходить через Ныофаундлэндские мели во все времена года. В наст, время в смысле пароходных маршрутов в Атлантическом океане год разбивается на 4 периода, в течение которых избирается один из трех различных путей, в зависимости от распределения льдов и туманов в то или иное время года. Раздельный пункт американской и европейской части пути от 1 сент. до 31 янв. находится на 50° з. д., в остальную часть года на 47° зап. долготы.
Суда пересекают эти меридианы в различные периоды на разных градусах широты: пароходы на 3 . пересекают соответственный меридиан на один градус севернее, чем идущие на В., т. о. создается двойной путь—один туда и другой—обратно-, возле берегов Америки и Европы пути естественно сближаются, но на опасной части пути, к Ю. от Ньюфаундлэндских мелей, курс на 3 . лежит на 50—60 морских миль севернее курса на В.—Вблизи 50° з. д., вследствие большой разницы в температурах поверхности моря и воздуха, образуются туманы. От них и вызванной ими непрозрачности воздуха страдает вся западная часть пути. Иногда пароход идет в тумане на протяжении нескольких сотен морских миль. Туманы и заставляют держаться установленных путей. В период наиболее сильных туманов и ледяных гор в полосе пароходного движения постоянно курсирует сторожевой пароход, предупреждающий по радио о всех угрожающих опасностях.
В наст, время безопасность движения пароходов б. или м. обеспечена, но возможность опаздываний не устранена до сих пор. Особенно часты они зимой, во время бурь, при продвижении на 3 . Даже у пароходов с сильнейшими машинами бывают опаздывания в 2—3 дня. По установленным путям идут только более крупные пароходы. Более мелкие, со слабой машиной, чтобы избежать неблагоприятных ветров, делают большие обходы. В пути на 3 . эти пароходы направляются к Ю. от Азорских о-вов, затем идут на 3 . почти по 30-й параллели, делая поворот к С. у Бермудских о-вов.
На В., в Европу, и слабейшие пароходы идут тем же путем, что и сильнейшие, потому что эта дорога находится в полосе зап. ветров, благоприятствующих движению на восток. Из общего тоннажа судов, прошедших Атлантическом океане в трансатлантических сношениях в 1923 (99 милл. per. m нетто, брутто на 30— 40% больше), на долю сев. — атлантической линии пришлось — 41,4 милл. per. m, в том числе на сношения Соед. Штатов с зап. берегами Европы (без Средиземного м.)—34, 3 милл. per. m, на средиземноморские сношения Соед. Штатов — 3,5 милл. m и на сношения Европы с Канадой—3,6 милл. т. По государствам тоннаж сев.-атлантических сношений с Соед. Штатами (без средиземноморских) распределялся в 1923 (в милл. per. ш нетто) след. образом:
На втором месте после сев .-атлантического пути, как и до войны, по тоннажу судов стоит дальне восточный путь (включая сюда и сношения с Австралией). В 1923 через Суэцкий канал прошло пароходов общей вместимостью в 22,4милл.per.m,вокруг мыса Доброй Надежды—вместимостью 1 мил.. т. Тоннаж всех судов, прошедших через Гибралтарский пролив, составил в целом 36,4 милл. per. m, но из них 14 милл. m пришлись на внутренние средиземноморские сношения (гавани Средиземного м. являлись конечными или исходными пунктами в сношениях на 3.). В этих последних сношениях на суда из англ. гаваней пришлось 7,7 милл. per. m, суда Соед. Штатов—3,5, суда из Германии—1,4, Франции и др.—1,4 милл. ж . Из пароходов, прошедших через Суэцкий канал, направилось: 8% к вост. берегам Африки, 28% в Ост-Индию и Персидский залив, 15%—в Ин до-Китай, 12%—в Австралию, 37%—в вост. Азию.
Сношения с дальним западом (американским) ведутся теперь по преимуществу через Панамский канал.
На 3 — 4 парохода, проходящих через этот канал, приходится лишь один, идущий через Магелланов пролив. В ближайшие годы это кружное движение подвергнется дальнейшему сокращению. В 1922 через Панамский канал прошло судов вместимостью 13 милл. per. m нетто, в 1923—24,7 милл. т . Если даже из тоннажа исключить ок. 30%, приходящихся на внутри американские перевозки (нефть из Калифорнии и др.), то все же остается ок. 17 милл. m; по тоннажу судов движение через Панамский канал приблизилось уже к движению через Суэцкий канал.
На юж. атлантическую линию (в Бразилию, Уругвай, Аргентину) пришлось ок. 16 милл. m (6,4 милл. m из англ. гаваней, 3,5 из Соед. Штатов, 2,8 из герм, гаваней, 3,3—остальные). Из сношений с Вест-Индией и Мексиканским заливом приходится на дальние 12 милл. m; к ним нужно прибавить еще двойное количество близких сношений с Соед. Штатами (особенно нефть). На зап. африканскую линию пришлось в 1923—5 милл. m (из них 3,4 милл. m—великобританское судоходство). Помимо изменения в размере тоннажа отдельных гаваней за десятилетие, протекшее после начала империалистской войны, произошло выдвижение новых гаваней.
В связи с сокращением торговли углем Англией, развилась торговля им Соед. Штатов, и для вывоза угля отсюда был отстроен ряд портов в глубоком и длинном рейде Хемптон-Родс. Через порты Хемптон-Родс в 1918 прошло 93,5% всего угля, вывезенного из Соед. Штатов. По вывозу нефти из Соед. Штатов к старым экспортным портам— Нью-Йорку (32% экспорта нефти) и Филадельфии (10%)—присоединились порты в Мексиканском заливе: Гальвестон, Порт-Артур и, особенно, Себайн (21% экспорта).
По вывозу хлопка, наряду с Н.-Орлеаном (30% экспорта), выдвинулся Гальвестон в Мексиканском заливе (31% экспорта, именно отсюда идет экспорт хлопка в СССР) и Саванна (14%).По вывозу пшеницы сохранили свое прежнее место из портов Соед. Штатов Нью-Йорк, Бостон и Балтимора, из канадских—Монреаль, С. Джон и Галифакс. В Аргентине 33% экспорта пшеницы приходится на Бахиа-Бланку, 28% на Розарио и 20% на Буэнос-Айрес.—За время войны и вне А. о. создались два новых крупных центра мировой торговли: Батавия на о-ве Яве (линия: Батавия—Суэцкий канал— Нью-Йорк) и порты Японии. Но соотношение числа и значение мировых гаваней остается прежним: из 26 крупнейших мировых гаваней 20 принадлежит А. о., 5—Великому и 1—Индийскому.
Передача известий. Непрерывно действующим кабелем Европа соединена с Сев. Америкой с лета 1866.
Теперь, по т . н . сев .-атлантическому телеграфному плато и к Ю. от него—через Азорские о-ва, проложено 16кабелей. С 1875 Сев. Америка соединилась кабелями с Вест-Индией, Мексикойи вост. берегами Юж. Америки. Прямое телеграфное соединение Европы с Юж. Америкой (Мадейра—С. Винцент—о-ва Зеленого мыса—Пернамбуко) произошло в 1882. Соединение с Зап. Африкой установлено с 1885. Теперь береговые кабели проходят и вдоль всей Юж. Америки и Африки. Прямого соединения через Юж. Атлантическом океане пока нет, его заменяет соединение по линии: устье Ла Платы—о-в Вознесения—Капштадт.
Отправными пунктами для кабелей в Европе в Сев. Америку до войны были: для 12—Великобритания и Ирландия (о-в Валенша), для 2 франц. — Бретань и для 2 бывших нем.— Бор кум — Эмден. Из двух последних один захвачен Англией, другой Францией. Из сев. кабелей 6 принадлежат Англии, 7—Соед. Штатам и 3—Франции (все в руках частных компаний). Кроме того, в Центр. Америку и Вест-Индию идут британские, америк. и франц. кабели. Вдоль всего вост. побережья Юж. Америки идут британские кабели. У французов есть собственное соединение с Бразилией от Бреста через Дакар. В юж. части Атлантического океана важной телеграфной станцией является о-в Вознесения.
Через него проходит атлантическая часть всебританского мирового кабеля (Англия—Мадейра и о-ва Зеленого мыса — о — в Вознесения — о-в св. Елены—Капштадт). От о-ва Вознесения отходят также 2 британских кабеля—в устье Ла Платы и в Бразилию. В Сев. А. о. кабели заходят в высокие широты. С 1906 существует кабель от Шетландских о-вов через о-ва Фар-Эр до Сейдисфьорда на вост. берегу Исландии. Во время империалистской войны был проложен кабель от Петерхеда (Шотландия) до Архангельска.—Длина 16 трансатлантических кабелей между Европой и Сев. Америкой—79 т. км, а всех кабелей А. о.—226 т. км.
Вместе с кабелями Средиземного м. и сев. внутренних морей общая длина атлантических кабелей доходит до 250 т. км (в 6 раз больше окружности земли). Оплачиваемая передача по трансатлантическим кабелям достигает 30 милл. слов, следовательно, ок. 2 милл. на кабель (неоплачиваемая — очень велика). — Со времени империалистской войны растет с изумительной быстротой значение беспроволочного телеграфа. От Шпицбергена и Лофотенских о-вов иа С. до Магелланова пролива и Капштадта на Ю., от Лабрадора и Мексиканского залива на 3 . до Порт Саида на В.—в количестве многих сотен возникли радиостанции.
Из береговых радиостанций крупнейшие:
- Норддейх у устья Эмса (Германия),
- Ставангер на с.-з. берегу Норвегии,
- Полдю (Ламанш),
- Клифден (зап. берег Ирландии),
- Гляс — Бай (п-ов КапБретон, Канада),
- Тюкертон (Нью-Джерси, Соед. Шт.),
- Сайвилль (Нью-Йорк, Соед. Шт.).
Важны по местоположению станции на Ян-Майене, на Новой Земле, с 1925 4 станции в Гренландии (одна на восточном, три на западном берегу). Устроены радиостанции также вблизи опасных для плавания мысов и о-вов:
- станции Лизард,
- Фастнет,
- Уэссан,
- Финистерре,
- Гибралтар,
- Кап-Рэс,
- о-ва Сэбл,
- Нантукет,
- мыс Гаттерас,
- мыс Дев перед Магеллановым проливом.
Морские богатства Атлантического океана Главные рыбные ловли А. о. находятся во внетропических сев. частях его, особенно в области прохладных и холодных вод его в полосе континентальной ступени («шельфа») с глубинами менее 200 м.
На европейской стороне они занимают площадь ок. 2,2 милл. км (все побережье 3 . Европы, начиная от Марокканских берегов вплоть до Мурманского берега и Белого м.). На америк. стороне особенно выделяются знаменитые Ныофаундлэндские мели, площадью до 275 т. км . Наиболее важным в хозяйственном отношении является лов сельдей и трески. Сельди во всем сев. А. о. вылавливается в год от 1.200 до 1.500 милл. кг, из них ок. 1.000 милл. кг на европейской стороне, ок. 200 милл. кг—на американской. Особенно крупным является англ. улов (до 500 милл. кг, важнейшие рыбачьи гавани—Эбердин и Петер хед), затем идет норвежский лов (Тромзе и др.). Трески в А. о. вылавливается от 300 до 400 милл. штук, средним весом 5 кг в рыбе.
Тресковым ловом кормится до 200 т. чел. Главные места лова: Лофотенские о-ва (главные торговые центры по торговле треской Тромзе и Троньем), Исландия и Ньюфаундлэндские мели. Третье место занимает пикша; ее вылавливают до 250 милл. кг; 3/i этого улова приходится на Северное море. Главные пункты по торговле пикшей: Гримзби, Гамбург — Альтона, Геестемюнде. К этим трем основным рыбам (по ним европейская сторона превосходит американскую) нужно присоединить еще макрель (больше на америк. стороне), камбалу (гл. обр., вблизи Шотландии, отчасти в Северном м.), тунца, сардины и ряд других.
Не малое значение имеет и лов устриц (на европейской и особенно на америк. стороне, где лов устриц дает до Vs стоимости всего морского улова Соед. Штатов). Китобойный промысел в настоящее время постепенно исчезает. Во главе китобоев стоят норвежцы. В сев. водах гренландский кит почти совершенно истреблен: охотятся за другими видами китов, постепенно перенося места лова в новые области (в 1868—1904 воды Сев. Норвегии, затем воды у Исландии, с 1904— воды Шпицбергена и Ныофаундлэнда, позже воды у Фар-Эрских, Шетландских и Гебридских о-вов). За последние 50 лет в водах сев. А. о. убито 60 т. китов.
С начала 20 в. китобои устремились в высокие широты юж. А. о. (Юж. Георгия, ю ж . Шетландские, Фалклендские, Юж. Оркнейские и Юж. Сандвичевы о-ва). Истребление китов идет настолько быстро (за 10-летие 1909—1918 убито в южно-атлантических водах 60 т.), что промысел, вероятно, совершенно прекратится. В антарктических водах хищнически истребляются и другие морские млекопитающие: морские слоны, морские леопарды и др., при чем убиваются они исключительно из-за жира. В сев А. о. вылавливается от 250 до 500 т. тюленей на сумму от 1 до 2 милл. руб. Продукция морского промысла в А. о. составляла:
Если прибавить к этому еще стоимость рыбных уловов голландского, шведского, датского, русского , а также стоимость улова жемчуга, губок и пр., то общий доход от различных видов лова составит для А. о. 650— 700 милл. руб. в год.
Геополитический очерк. Господство на А. о., как главнейшем пути нынешних мировых сношений, неразрывно соединено (и как условие, и как следствие) с мировым господством.
Страна, сумевшая добиться господства на А. о., тем самым выдвигается на первое место в международном отношении. Со времен Колумба это господство переходило от одного из прилегающих к Атлантическому океану государств к другому. До империалистской войны приходится отличать 4 периода, названия к-рым даются по имени господствовавшего на Атлантическом океане государства:
1) Испано — португальский период занимает первое столетие после открытия Америки, его начало фиксируется известным решением папы Александра VI о дележе новых стран мира между Испанией и Португалией в 1494, его конец—смертью Филиппа II в 1598.
2) Голландский период (1598—1670);в 1625 голландцы появляются в Гвиане,в 1634 в Кюрасао, в 1610 основывается колония Новые Нидерланды с городом Новым Амстердамом на р. Гудзоне; 1631— они занимают о-в св. Елены, 1652—форт Доброй Надежды в заливе Столовой Горы, 1667—адмирал Рютер проникает в устье Темзы. Из 25 т. судов, насчитывавшихся тогда во всем мировом торговом флоте, голландских было 16 т. Но и в экономическом, и, особенно, в военном отношении Голландия была слишком слаба для того, чтобы надолго удержать за собой захваченные земли.
3) Франко-британский период (1670— 1770). К 1750 Франция владела в Америке Канадой и землями по долине Миссисипи от Великих озер до Ныо-Орлеана. Но она не имела достаточного флота для поддержания своего колониального могущества. Ее начинает повсеместно вытеснять Ан-глия. В 1677 Новые Нидерланды становятся Новой Англией, Новый Амстердам делается Ныо-Иорком, французская Гудзонова обл., Новая Шотландия, Ньюфаундлэнд в 1713 переходят к Англии; в том же году Англия захватывает Гибралтар. После Семилетней войны Франция по Парижскому миру (1763) отказывается от всей Канады. Англия приобретает безусловное первенство на А. о., но на пороге этого периода ее безраздельного господства появляется нынешний соперник Англии: 4 июня 1776 объявлена независимость Соед. Штатов Америки.
4) Британский период (1770—1914). Франц. морская сила уничтожается Нельсоном: первый удар наносится им в 1798 у Абукира, окончательный—в 1805 у Трафальгара. В 1795 голландцы отдали Англии Капскую землю в Африке, о-в св. Елены перешел к Англии еще в 1651, в 1805 англичане захватывают Тристан да Кунья, в 1811—о-в Вознесения, в 1833—Фалклендские о-ва; с 70-х гг. 19 в. приступают к разделу Африки.
5) с 1914 начинается Англо-американский период. Уже с 90-х гг. 19 в. в зап. части Атлантическом океане все больше начинает утверждаться господство Соед. Штатов. В 1898, в результате войны с Испанией, Соед. Штаты отняли у Испании Порто-Рико и Кубу (последняя номинально стала самостоятельной республикой). В 1903 Соед. Штаты приобрели от республики Панамы полосу земли для Панамского канала и затем, прорыв этот канал, оказались обладателями этой важнейшей позиции для владычества как на Тихом, так и на Атлантическом океане.
В 1907 под финансовый контроль Соед. Штатов переходит вост. часть о-ва Гаити (республика Сан-Доминго), а в 1916 и западная (республика Гаити). Во время империалистской войны Соед. Штаты покупают у датчан их вест-индские владения (о-в св. Фомы, на к-ром имеется хорошая военная гавань, и два других о-ва). В республиках Центр. Америки Соед. Штаты хозяйничают, как в своих колониях, в Мексике—почти так же. Безраздельному господству Соед. Штатов в зап. части А. о. мешают лишь небольшие островные колонии французов и англичан.
Сейчас Соед. Штаты начинают проявлять желание создать опорные пункты для своего господства и дальше—в более вост. Частях Атлантического океана, в первую очередь — на Азорских о-вах, занимающих на Атлантическом океане положение, аналогичное положению американских Гавайских о-вов на Тихом океане (на Азорских о-вах была временная стоянка американского флота в империалистскую войну). Соед. Штаты начинают проявлять также притязания на Гренландию и интерес к Марокко и Либерии. До наст, времени Соед. Штаты довольствуются еще совместным с Англией господством на Атлантическом океане, но при дальнейшем продвижении их к В. сферы интересов двух этих держав соприкоснутся.
В империалистскую войну Атлантический океан не играл заметной роли, но в будущем из-за господства на нем может разгореться грандиозная борьба: господство на нем настолько важно в геополитическом отношении, что совместное владение им двух сильных держав не может быть длительным. История открытий и исследования. Около 1200 до хр. э. в Атлантическом океане проникают через Гибралтар финикияне (за янтарем, добываемым у берегов Северного и Балтийского м.). Все, известное древним об Атлантическом океане, нанесено на карту Птолемея (ок. 150).
Во 2 половине 8 в. начинается открытие о-вов севера А. о. ирландцами, а во 2-й половине 9 в.—норманнами (865 — Исландия, 982 — Зап. Гренландия, 1001—Лабрадор). В век открытий восточные (африканские) берега А. о. обследуются португальцами; в 1486 Бартоломей Диаз достигает мыса Доброй Надежды и мыса Игольного. Путешествия Колумба (1492— 1503) приводят к открытию Багамских о-вов, Больших и Малых Антильских; затем берега Юж. Америки обследуются преимущественно испанцами (Магеллан, бывший на испан. службе, проходит через Магелланов пролив в 1520). К 1519, благодаря англичанам и французам, становятся известными все берега Сев. Америки в А. о.
С 1544 по 1616 продолжаются исследования полярных частей в Атлантическом океане на С. Америки (Картье, Фробишер, Девис, Гудзон, Баффин). Исследования Гренландии начинаются в 1822 Скоресби (отец и сын), продолжаются Норденшельдом (1883), Нотгорстом (1899) и Милиусом Эриксеном (1906—08). Из путешествий в юж.-полярные части Атлантическом океане наиболее значительны: Дж. Кука (1775,дошел до 60°— 65° ю. ш.), русской экспедиции Беллингсгаузена (1820, дошел до 70°), Д ж . Ведделя (в 1823, дошел до 74°). В 1911 Фильхнер на «Deutschland» достиг барьерного льда земли Луитпольда под 78° ю. ш. и 35° з. д. (самая юж. точка А. о.).
Из истории исследования Атлантического океана? Карта ветров и течений?
Ранее всего исследована была поверхность Атлантического океана с практическими целями:
- наиболее удобные линии для движения судов,
- берега,
- стоянки (карта La Cczas 1500).
- В 18-м в. произведены В. Франклином термометрические исследования в области Гольфстрема (америк. карта Гольфстрема 1770).
Крупнейшее значение (и практическое, и научное) имеют исследования другого американца—Мори (Maury), издавшего в период 1849—60 великолепный морской атлас, содержащий 80 таблиц («Карта ветров и течений») с пояснительным текстом. В 1855 тот же Мори издал «Физическую географию моря», труд, являющийся основным по морской метеорологии. Работы Мори продолжены исследованиями англ., голл. и нем. морских обсерваторий и научных станций, преследующих одновременно, как и Мори, и практические и научные цели. Первые точные определения глубин Атлантического океана ведут свое начало от того же Мори (исследования глубин в сев. Атлантического океана на америк. судне «Dolphin 1851), хотя первые попытки определения глубин относятся еще к первой п . . овине 18 в.
Исследования температуры начинаются с 1773 (д-р Ирвин), глубоководной фауны—с 1818, но лишь с 1860-х гг. наступает период научных исследований глубин А. о.: америк. работы старшего Агассиса и Пурталеса, английские В. Томсона и Карпентера и, наконец, непревзойденные до сих пор работы на англ. военном судне «Челленджгр» (Challenger) 1872—76. Результаты работ экспедиции обработаны Д ж . Мурреем и изданы в 50 больших томах. Существенным дополнением являются результаты нем. экспедиции «Газель» (Gazelle), под руководством Георга Неймайера (1874—76) и исследования америк. судов «Blake», «Albatros», «Grampus» от 1877 до 1891.
Очень ценны физико-химические исследования Атлантического океана, произведенные в 1887 во время плавания рус. военного судна «Витязь» (адм. Макаров). Из биологических исследований важнейшими являются:
- Мильн-Эдвардса (1880—83),
- К. Хуиа ( К . Chun) на пароходе «Вальдивия» (1898—99) и
- юж.-полярной экспедиции Дригальского на пароходе «Гаусс» (1901—03).
- С начала 20 в. начинается эпоха южно-полярных экспедиций («Бельгика» кап. Жерляша, «Scotia» Брюса и др.).
Из многочисленных исследований морей Атлантического океана упомянем лишь русские:
- адмир. Макарова в Средиземном м. («Витязь», 1889),
- исследования глубин Черного м. Шпиндера (1890—• 91) и Ш>(кальского (1924). Л. Сипицкий.


