Балтийское море

от | Окт 27, 2025 | Водный мир | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 13 минут(ы)

Балтийское море (по-немецки Ostsee), часть Атлантического океана, соединяется с Северным м. при помощи Скагеррака, Каттегата и расположенных около Дании узких проливов Эрезунда, Большого Бельта и Малого Бельта. Балтийское море образует три больших залива: Ботнический, Финский и Рижский.

Балтийское море

Балтийское море

Площадь моря 362.000 км2. море богато островами, из которых важнейшие:

  • группа Датских о-вов, Рюген,
  • Борнгольм,
  • Готланд,
  • Эланд,
  • Эзель,
  • Даго и
  • группа Аландских о-вов.

Наиболее крупным из о-вов Финского залива является Готланд. В вост. углу этого залива находится о-в Котлин, на котором расположен Кронштадт. У южного и юго-зап. гранитных берегов Финляндии находится множество мелких скалистых о-вов, известных под названием шхер и представляющих, особенно во время тумана, значительные затруднения для мореплавания. Шхерами богат и шведский берег Б. м. Южный и юго-вост. берега моря песчаны и плоски, изобилуют песчаными отмелями и дюнами. У берегов Пруссии песчаные косы отделяют от моря ряд полу пресноводных лиманов, из которых наибольшие—Куриш-Гафф и Фриш-Гафф.

Берега сев. части Балтийского моря с течением времени постепенно повышаются, при чем наиболее быстрое поднятие происходит на С.-З. Ботнического залива (свыше 1 м в столетие); поднятие сев. берега Финского залива происходит со скоростью около 35 см в столетие. Балтийское море не глубоко, преобладающими являются глубины в 60—150 м. Наиболее глубокая—ландсортская впадина, к Ю. от Стокгольма, имеет глубину в 463 м. Воды обнаруживают характерную слоистость, обусловленную различием удельного веса питающих этот водоем вод. С 3. через датские проливы в Б. м. притекает вода относительно большой солености, которая, как более тяжелая, наполняет нижние горизонты моря; поверхностный же слой является сильно опресненным, благодаря вливающимся в Балтийское море многочисленным рекам.

Перед западным входом в Эрезунд и Бельты соленость составляет на поверхности 20%о> на глубине—30%о- По мере удаления от проливов на восток соленость быстро уменьшается, составляя в централь-ной части моря на поверхности 6—8°/00, в Финском заливе она менее 6°/о0, падая в Невской губе до 0, в Ботническом заливе 4—57»7оо. в северной, же его части 2°/т. Максимум прогревания поверхностного слоя приходится на август, когда темп, воды в Финском заливе составляет 15—17°, в Ботническом заливе 9—13° и в цен-тральной части моря 14—17°. Течения в Б. м. определяются, гл. обр., стоком вливающихся в море речных вод и ветрами. В датских проливах течение на поверхности направлено из Б. м. в Каттегат, имея в самом узком месте Эрезунда скорость ок. 60 см/сек.

Начиная с глубины в 10 м, здесь наблюдается обратное течение, несущее соленые воды из Северного м. в Б. море. В самом Балтийском море постоянные течения слабы и легко изменяют свое направление под влиянием ветров. Вдоль шведского берега течение направлено с С. на Ю., имея скорость ок. 5—10 см/сек. У берегов Германии течение идет на В., затем поворачивает на С. и, войдя в Финский залив, следует вдоль юж. его берега на В. У сев. берегов Финского залива течение направлено на 3. Скорость всех этих течений составляет 2—10 см/сек. Уровень моря подвержен значительным изменениям, зависящим, гл. обр., от притока пресной воды и метеорологических факторов. В течение года наблюдается два максимума уровня (в авг. и в дек. или янв.) и два минимума (в апр. и в окт. или ноябре).

Амплитуда этих колебаний составляет на С. Б. м. ок. 30 cjit, на Ю. ок. 15 см. Под влиянием ветра в нек-рых местах Б. м. происходят значительные нагоны и сгоны воды. Особенно сильные нагоны воды случаются в Невской губе, где они влекут за собой наводнения в Ленинграде. Наибольший подъем воды здесь был отмечен в ноябре 1824 (ок. 410 см выше ординара) и в сент. 1924 (369 см). В Б. м. сравнительно часто наблюдаются своеобразные колебания уровня, носящие местное название «Seebär».

Явление это представляет собой одиночную волну (реже ряд волн, ритмически следующих друг за другом) высотою ок. 1—2 м, накатывающуюся на берег совершенно внезапно, обычно при тихой погоде и нередко совершенно спокойном море. Значительная высота волны, при внезапности ее появления, причиняет иногда рыбакам большие убытки, срывая их лодки, снасти и т. п. Приливы в Б. м. очень незначительны. Амплитуда этих колебаний уровня составляет у Киля 7 см, у Свинемюнде 2 см, у Мемеля 72 см\ в Финском заливе амплитуда снова увеличивается, составляя у Ганге 5 см, у Кронштадта 7 см и в устьи Невы 8 см.

Лед появляется обычно в начале ноября, на С. Ботнического залива, где он и держится дольше всего, исчезая в среднем лишь в начале июня. Наибольшего развития ледяной покров Б. м. достигает в начале марта. В это время значительные части Финского и Ботнического заливов покрыты неподвижным льдом, появляется лед у Курляндского побережья и в районе о-вов Готланд и Эланд. Центральная часть Б. м. и в это время года обычно бывает свободна от льдов. Вообще же количество льдов в Б. м. сильно варьирует из года в год.

В Кронштадте в среднем появление льда приходится на 13 ноября, замерзание на 11 декабря, вскрытие на 12 апреля и очищение на 6 мая. По средней продолжительности ледяного покрова Б. м. распределяется на районы следующим образом: сев. часть Ботнического зал. в среднем покрыта льдом 210 дней в году; берега средней части Ботнического зал.—185 дней; Невская rv6a, вост. Часть шхер Финского зал.—145 дней; зап. Часть шхер Финского зал.—130 дней; Моонзунд—100 дней; Стокгольмские шхеры—70 дней; Рижский залив—30—40 дней; к Ю. от параллели Либавы море не замерзает.

Климатические условия Балтийского моря, вследствие растянутости его по меридиану на 12°, довольно разнообразны. на) далеко уступает по свсему торговому значению хинтерланду Северного моря. Торговля Б. м.—по преимуществу береговая и носит, гл. обр., характер обмена между прилегающими к нему странами. Но через море открывается также путь для дальних сношений. Однако, этот путь мало удобен. От природы Б. м. представляет довольно замкнутый бассейн. Естественные выходы слишком мелки и длинны. Связь моря с открытым океаном весьма улучшилась после прорытия Еильского канала (см.) и его последующего углубления и расширения. Канал сократил на 750 км путь вокруг Ютландии. Большим неудобством, особенно для океан-Средняя температура воздуха.

Преобладающими ветрами являются юго-зап. и южные; ветры с сев. румбов чаще в теплое время года, чем в холодное.

Бури бывают чаще всего сЮ.-В., В. и С.-В., при чем 2/з их приходится на холодное время года. Облачность довольно высока, наибольшая в декабре; ясных дней больше всего наблюдается весной и летом. В году в среднем бывает от 32 до 52 дней с туманами, чаще всего они наблюдаются в апреле и мае. Осадков выпадает на С. Б. м. ок. 500 мм в год, на Ю.—свыше 600 мм. Наибольшее количество их выпадает в августе.

 В навигационном отношении открытое море не представляет особых трудностей для плавания, подводных опасностей немного, изменение глубин довольно равномерно. Совсем иными являются заливы, зап. Часть моря от о-ва Борнгольм к проливам и в особенности шхерные районы финляндского и шведского побережья. Мало доступные оерега, множество подводных опасностей, трудные, требующие тщательного ограяедения, фарватеры—делают плавание опасным, требующим хорошего знания местности.

Экономика Балтийского моря по своему положению и физическим свойствам принадлежит к второстепенным путям сообщения.

К нему прилегают страны однородного хозяйственного типа: аграрные вост. провинции Пруссии и аграрные же скандинавские государства (Дания, Швеция), лимитрофные прибалтийские государства (Латвия, Эстония и Финляндия) и СССР. Однородный и мало развитый в индустриальном отношении хинтерланд (лежащая за берегом страских судов, представляется недостаточная глубина гаваней вдоль низких берегов Б. м.: гавани эти обслуживаются многочисленными, но, по сравнению с гигантскими, отходящими от Бремена или Гамбурга, крошечными судами. Под влиянием сурового континентального климата, отсутствия приливов и малой солености воды, гавани дажe на южном, немецком берегу замерзают на довольно продолжительное время. При помощи ледоколов движение по узким проходам поддерживается и зимой. Но даже и при службе ледоколов Ленинград на месяц или два прекращает судоходство.

Глубокое внедрение Б. м. в материк отдаляет его от океана и в эпоху океанических сношений представляет отрицательное явление. Наоборот, оно представляло положительное явление в средние века, когда сношения ограничивались прибрежными морями. Через реки, впадающие в Финский и Рижский заливы, открывался путь в глубь вост.-европейекой равнины. Нахождение на этом пути выдвинуло Новгород. У устьев Зап. Двины и Вислы возникли и быстро развились Рига и Данциг (Гданск). В течение трех веков, в эпоху могущества Ганзы с г. Любеком во главе, Балтийское море занимало первое место среди северных морей и в политическом и в экономическом отношении. Но затем открытие путей в Индию и Америку отодвинуло Балтийское море по сравнению с Северным м. на задний план.

Для России, при отсутствии у нее доступа к открытому океану, Б. м. всегда являлось ваясным путем для морских сношений. Через Новгород Россия принимала участие в ганзейской торговле. Петр I сперва принудительно отвлекал торговлю от Архангельска к Петербургу, а потом она и сама собой пошла, гл. обр., через него, т. к. путь через Зунд и Скагеррак, хотя он и не представляет особых удобств, все ясе легче пути, огибающего Нордкап, да и оледенение Б. м. менее продоляоттельно, чем Белого.

Для СССР Балтийское море и сейчас является кратчайшим из морских путей для сношений с промышленными и торговыми странами Зап. Европы (гл. обр., Германией, Англией и Голландией).

 Прорытие морского канала позволило морским судам входить прямо в Новый порт Ленинграда, без перегрузки (как было раньше) в Кронштадте. В то же время через Неву и Мариинскую систему порт соединяется с Волгой и Каспийским м. Т. о., этот единственный на Б. м. порт СССР обладает огромнейшим и разнообразным по своему характеру хинтерландом, что особенно выдвигает его значение. Как и до войны, Ленинград занимает по ввозу первое (после Новороссийска) место в СССР. Движение судов и грузооборот Ленинградского порта видны из след. табл.: Число и тоннаж судов (в числителе количество судов, в знаменателе тоннаж в тыс. p e r . m нетто).

Статистика 1913 разделяла суда заграничного плавания (в каботажном были исключительно рус. суда) на рус. и иностранные: тоннаж рус. судов (пришед. и ушед.) 419 тыс. per. m, иностранных 4.572 тыс. per. т . Наибольшим оживлением отличается движение судов между немецкими, датскими и шведскими портами. Оригинальной чертой является передвижение поездов на паровых паромах через море и проливы (от Варнемюнде через датские о-ва и Копенгаген до Швеции и от Засница до Треллеборга в Швеции).

Из немецких гаваней особенно выделяются Штеттин у устья Одера (порт для Берлина и Силезии), Любек, Киль (из военной гавани превращенный в торговый порт) и Кенигсберг (доступен для глубоко сидящих судов). Движение судов в нем. гаванях Балтийского моря в 1925, Движение судов в Данциге, благодаря польской ж.-д. тарифной политике, очень велико. Тоннаж вышедших судов в 1925 составляет 1,86 милл. per. т .

С 1 янв. по 30 нояб. 1924 в Гётеборг вошло 17.505 судов (из них 14.789 каботаяшого и 2.750 заграничного плавания) с тоннажем 3.641 тыс. per. m (1.344 тыс. каботажного и 2.330 тыс. заграничного плавания), в Малмё 4.952 судна с тоннажем 2.162 тыс. per. т . Тоннаж судов, посетивших главные финские гавани Из, грузооборота д а т с к и х гаваней 2/3 приходится на Копенгаген. Всего в 1923 в датские гавани вошло 31.960 судов с тоннажем в 9 милл. т.—Латвийские и э с т о н -с к и е гавани могут жить только благодаря транзиту из СССР, как и жили им раньше: собственный хинтерланд их ничтоясен.

В 1913 вывоз из Риги расценивался в 225 милл. рублей, из Либавы—48 милл., Виндавы—75 милл., всех трех портов—348 милл. руб. (21% всего рус. вывоза). В 1920 вывоз из Риги упал до 10,8 милл., а всех трех портов—до 14,3 милл. руб.; в 1922, благодаря начавшимся сношениям с СССР, он поднялся для всех трех портов до 31,85 милл. руб. (Рига—25,9, Виндава — 0,05, Либава —5,9). — Ввоз через Рижский порт в 1913 оценивался в 184 милл. руб., через Либаву—7 милл. и Виндаву—46 милл. руб., всех трех портов—237 милл. руб. В 1920 ввоз че-рез все три порта понизился до 8 милл. руб. (в том числе Рига—7,3 милл.), в 1922 поднялся до 33,4 милл. руб.(Рига—23,2 милл.).—

Из эстонских гаваней для судов большого тоннажа пригодна, и то не вполне, одна бухта Ретие на 12 апреля и очищение на 6 мая.

По средней продолжительности ледяного покрова Б. м. распределяется на районы сле-дующим образом: сев. часть Ботнического зал. в среднем покрыта льдом 210 дней в году; берега средней части Ботнического зал.—185 дней; Невская rv6a, вост. Часть шхер Финского зал.—145 дней; зап. Ччсть шхер Финского зал.—130 дней; Моонзунд—100 дней; Стокгольмские шхеры—70 дней; Рижский залив—30-—40 дней; к Ю. от параллели Либавы море не замерзает. Климатические условия Балтийского мо-ря, вследствие растянутости его по меридиану на 12°, довольно разнообразны. на) далеко уступает по свсему торговому значению хинтерланду Северного моря. Торговля Б. м.—по преимуществу береговая и носит, гл. обр., характер обмена между прилегающими к нему странами.

Но через море открывается также путь для дальних сношений. Однако, этот путь мало удобен. От природы Б. м. представляет довольно замкнутый бассейн. Естественные выходы слишком мелки и длинны. Связь моря с открытым океаном весьма улучшилась после прорытия Кильского канала (см.) и его последующего углубления и расширения. Канал сократил на 750 км путь вокруг Ютландии. Большим неудобством, особенно для океан-Средняя температура воздуха. Преобладающими ветрами являются юго-зап. и южные; ветры с сев. румбов чаще в теплое время года, чем в холодное. Бури бывают чаще всего сЮ.-В., В. и С.-В., при чем 2/з их приходится на холодное время года.

Облачность довольно высока, наибольшая в декабре; ясных дней больше всего наблюдается весной и летом. В году в среднем бывает от 32 до 52 дней с туманами, чаще всего они наблюдаются в апреле и мае. Осадков выпадает на С. Б. м. ок. 500 мм в год, на Ю.—свыше 600 мм. Наибольшее количество их выпадает в августе. В навигационном отношении открытое море не представляет особых трудностей для плавания, подводных опасностей немного, изменение глубин довольно равномерно. Совсем иными являются заливы, зап. Часть моря от о-ва Борнгольм к проливам и в особенности шхерные районы финляндского и шведского побережья. Мало доступные оерега, мноясество подводных опасностей, трудные, требующие тщательного ограждения, фарватеры—делают плавание опасным, требующим хорошего знания местности.

Гавани

Из ш в е д с к и х гаваней важнейшей является лежащий уже в Каттегате Гётеборг, затем идет очень выгодно расположенный на берегу Зунда Малмё и, наконец, одна из лучших гаваней Б. м.—Стокгольм. С 1 янв. по 30 нояб. 1924 в Гётеборг вошло 17.505 судов (из них 14.789 каботажного и 2.750 заграничного плавания) с тоннажем 3.641 тыс. per. m (1.344 тыс. каботажного и 2.330 тыс. заграничного плавания), в Малмё 4.952 судна с тоннажем 2.162 тыс. per. т . Тоннаж судов, посетивших главные финские гавани в 1921—1923, в тыс. per. т. 536 507 ,8 ,2 Из грузооборота д а т с к и х гаваней 2/з приходится на Копенгаген. Всего в 1923 в датские гавани вошло 31.960 судов с тоннажем в 9 милл. т.—Латвийские и э с т о н -с к и е гавани могут жить только благодаря транзиту из СССР, как и жили им раньше: собственный хинтерла.нд их ничтожен.

В 1913 вывоз из Риги расценивался в 225 милл. рублей, из Либавы—48 милл., Виндавы—75 милл., всех трех портов—348 милл. руб. (21% всего рус. вывоза). В 1920 вывоз из Риги упал до 10,8 милл., а всех трех портов—до 14,3 милл. руб.; в 1922, благодаря начавшимся сношениям с СССР, он поднялся для всех трех портов до 31,85 милл. руб. (Рига—25,9, В и н д а в а — 0 , 0 5 , Либава —5,9). — Ввоз через Рижский порт в 1913 оценивался в 184 милл. руб., через Либаву—7 милл. и Виндаву—46 милл. руб., всех трех портов—237 милл. руб. В 1920 ввоз че-рез все три порта понизился до 8 милл. руб. (в том числе Рига—7,3 милл.), в 1922 поднялся до 33,4 милл. руб.(Рига—23,2 милл.).—

Б а л т и й с к и й м о р с к о й т е а т р . Балтийское м. омывает берега следующих государств: Дании, Германии, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и СССР (границы—см. карту).

Д а т с к о е побережье (Ютландии и о-вов) граничит с входными в Балтийское м. проливами, как бы контролируя вход в Балтийское м. Ни одно судно не может войти в Балтийское м. и выйти из него вне горизонта Датских берегов. Этим устанавливается исключительное значение Дании для Б. м. как в историческом прошлом, так и в его современном положении. Датские о-ва изобилуют бухтами, удобными для стоянки флота. Главный порт и база датского флота—Копенгаген; последний укреплен.

Ш в е д с к о е побережье Балтийского м., простирающееся от проливов до Торнео, имеет в большей своей части шхерный характер. Плавание вдоль берега доступно всюду в пределах 3 миль территориальной полосы, за исключением небольших перерывов (напр., Норчепннская бухта),.где корабли должны отходить за пределы указанной полосы. Глубоководными заливами и каналами внутренние области соединены с Балтийским м. Главные базы шведского флота—Карлскрона и Стокгольм (оба укреплены; при подходе к последнему—крепость Фурузунд); кроме того, оборонительная стоянка шведского флота в Висби на о-ве Готланд.

Г е р м а н с к о е побережье Балтийского м. служит выходом к морю богатого прибалтийского промышленного района. В стратегическом отношении оно может быть разделено на две части: западную—до меридиана о-ва Рюген, изобилующую бухтами, и благодаря узкости Фемарн Бельта благоприятную для обороны, и восточную, открытую, лишенную бухт до Данцигского залива. В юго-зап. углу германского побережья находится Кильская бухта, и в ней главный порт германского флота—Киль, с громадным портовым и судостроительным оборудованием. Киль—первоклассная морская крепость. В Кильскую бухту выходит канал имп. Вильгельма, соединяющий Балтийское м. с Северным. Канал доступен для судов самой большой осадки. Другой военный порт германского флота —Свинемюнде, имеющий некоторое оборудование и защиту.

П о л ь с к о е побережье включает Данцигский залив, с бухтой Пуцигервик, образуемый песчаной косой. Здесь—первоклассный торговый порт Данциг, и во Фришгафе—большие герм, порты: Кенигсберг и Эльбинг (в Эльбинге крупные судостроительные и машиностроительные заводы). Укрепления Пиллау закрывают вход в Фришгаф. В наст, время для польского военного флота оборудуется новый военный порт Гдыня, к-рый явится главной его базой.

Л и т в а имеет выход к морю в Мемеле, лежащем в устьи залива Куришгаф. Мемель имеет небольшое портовое оборудование и рейд, способный вместить значительное количество судов.

Л а т в и й с к о е побережье делится па две части: побережье открытого моря и Рижского залива. Открытая часть имеет ровпый отмелый характер, лишена бухт и заливов. Порты—Либава и Виндава, из коих первый—база латвийского военного флота. В Либаве имеется обширное портовое оборудование (б. Порт имп. Александра III, построенный русскими в 90-хгг.), доки, мастерские, большой внутренний бассейн. Рус. крепость в Либаве была разоружена до империалистской войны, но крепостные сооружения остались.

Кроме военного порта, Либава имеет обширный, хорошо оборудованный коммерческий порт. Виндава, расположенная в устьи реки того же наименования, является торговым портом, но имеет и стратегическое значение, как аванпорт Рижского залива и как самый северный порт вост. части Балтийского м., почти всегда свободный ото льда. Рижское побережье Латвии также носит отмелый характер, удобный для высадки десантов. Здесь лежит главный порт Латвии—Рига, расположенный выше устья Западной Двины, и аванпорт Больдераа, находящийся при ее впадении в море и доступный для судов большой осадки, не могущих подняться вверх по течению до Риги. В устьи реки расположена б. старая рус. крепость Усть-Двинск.

Э с т о н с к о е побережье охватывает район Моонзунда и юж. берег Финского залива до границы с СССР.—Моонзунд имеет исключительно важное стратегическое значение для средней и сев. Части Балтийского м. Он лежит у устья двух больших заливов, Финского и Рижского, мимо него тянутся морские пути Эстонии, Латвии, Финляндии и СССР. Образуемый архипелагом 4 о-вов, он имеет три выхода в море (северный, Соэлозунд и Ирбенский пролив), почему трудно блокируем. Флот, базирующийся на Моонзунд, может действовать по трем направлениям. На внешней стороне Эзеля расположена прекрасная бухта Тагалахт, удобная для якорной стоянки флота любого состава (здесь был высажен десант германцами в 1917, см. Моонзундская операция). Внутренний район Моонзунда образует широкие плесы, хотя мелководные но могущие быть глубленными.

Этот район всегда привлекал вниманне России как удобный для устройства здесь маневренной Сазы флота, но дальше проектов дело ня пошло. Фарватеры: продольный, углубленный русскими в 1916 до 30 фут.; Соэлозунд—12—14 фут. Русскими был построен (во время войны) порт—убежище для миноносцев—Рогокюль. На островах Моонзунда были оставлены большие сооружения и приморские батареи (на Цереле и на мысу Такхона по четыре 12-дюймовых, не считая средних и мелких). В Кильконде—оборудование авиабазы с бетонными ангарами и убежищами. При современной оценке стратегического значения Моонзунда должно быть принято во внимание удобство его расположения в качестве базы для воздушных сил. Опираясь на него и будучи со стороны материка защищены проливами, воздушные силы могут действовать во всех направлениях, поражая важные политические, экономические и стратегические центры (Ленинград, Рига, Гельсингфорс и пр.). С востока о-ва Моопзунда доступны для десанта.

Эстонское побережье Финского залива имеет много бухт, удобных для флота: Балтийский порт, Ревельская, Папонвик, Моонвик и Нарвская губа. Главный военный и торговый порт Эстонии—’Ревель. Здесь русскими были начаты обширные работы по устройству главной базы Балтийского флота, оставшиеся в большей части незаконченными. Хорошо оборудованы судостроительные и механические заводы. Район Ревеля с о-вами Нарген и Вульф был сильно укреплен во время империалистской войны, при чем многие батареи остались не уничтоженными. В современном его состоянии—Ревель представляет солидную приморскую крепость, при чем батареи Наргена обстреливают значительную часть узкости этой части Финского залива.

Ф и н л я н д с к о е побережье может быть разделено на 3 части:

  1. побережье Финского зал.,
  2. Або-Оландский район и
  3. побережье Ботнического зал. Финское побережье густо усеяно шхерными о-вами, весьма удобными для обороны, и имеет много выходных и продольных, укрытых в шхерах, фарватеров.

В восточной части, близко от границы СССР, имеется отличный рейд Биоркезунд, ранее оценивавшийся как аванпорт Кронштадта. Глубокий, хорошо защищенный о-вами, имеющий 2 выхода, он может вместить флот крупного состава. Принадлежащие Финляндии о-ва Сескар и Лаверсари с о-вами Биорке образуют как бы блокирующую завесу над выхо-дами из побережья СССР. За Биорке глубоко врезывается в материк Выборгский зал., соединенный с Саймской системой озер. В устьи Выборгского зал.—большой удобный рейд Транзунд, служащий обычным местом стоянки учебных отрядов рус. флота.

Далее к 3. тянется ряд удобных рейдов (Питкопас, Фридрихсгам, Ловиза, Борго), закрытых с моря шхерами, с трудными в навигационном отношении, но хорошо оборудованными фарватерами. Главный порт Финляндии—Гельсингфорс: отличный закрытый рейд с двумя входами для больших судов (главный—Гу-став Сверт был русскими расширен для кораблей типа «Дредноут»); рейд этот прикрыт крепостью Свеаборг. В Гельсингфорсе имеются судостроительные заводы и доки для небольших судов. Свеаборгская крепость во время империалистской войны была перевооружена, приморский фронт ее имеет 10-дюймовые орудия, расположенные на выдвинутых в море островах.

Внутреннюю линию обороны приморского фронта образуют батареи (калибр 6—3 дюйма) прилегающих к рейду островов. Во время империалистской войны был оборудован, согласно современным требованиям, сухопутный фронт крепости, окружающий Гельсингфорс кольцом укреплений. Далее к 3. важное значение имеет п-ов Поркаллауд, к-рый служил сев. флангом рус. Укрепленной позиции. Здесь составлены рус. батареи на о-ве Ма-килото, частично взорванные. Орудия Поркаллауда с С., Наргена—с 10. простреливают всю ширину залива. Район от Поркаллауда до Ганге покрыт шхерами, имеющими ряд удобных рейдов. Здесь проходит внутренний фарватер, доступный для самых больших военных судов. Рейд Латвии и Ганге—удобные места для стоянки флота.

Або-Оландский шхерный район запирает выход из Ботники, придвинут близко к Швеции п контролирует среднюю часть Балтийского моря. В виду обилия фарватеров—трудно блокируем. Несколько тысяч о-вов, образующих архипелаг Або-Оланда, в связи с многочисленными фарватерами благоприятны для обороны. Гл. порта: Або (судостроительные и механические заводы) и Мариенхамн на Оланде. Або-Оландский район во время войны имел крупное значение, как маневренная база для рус. отрядов, действующих в море. Ботническое побережье Финляпдип в средней части сев. Кваркен) имеет шхерный, выдвинутый к середине залива район, удобный для базирования минных сил. Гл. порта: Николайштадт, Улеаборг.

П о б е р е ж ь е СССР ограничивается самой вост. частью Финского зал. На о-ве Котлин расположен Кронштадт—главная база Балтийского флота. Кроме того, имеется обширное портовое оборудование в Ленинграде. Копорский зал. и Лужская губа могут служить местами стоянки флота. Несмотря па ограниченность протяжения побережья СССР, оно имеет громаднейшее значение, как выход к морю всей северной области внутренних водных путей, сообщающихся с речными системами СССР, и обширной сети ж. д. Подход к Ленинграду со стороны моря защищается Кронштадтской крепостью.

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии