Карское море часть Северного Ледовитого океана, ограниченная: с 3.—Новой Землей и ли-нией, соединяющей ее сев. оконечность с Землей Франца Иосифа; с Ю.—побережьем Азии от Югорского Шара до мыса Челюскина; с В.—Северной Землей; с С.—линией, идущей от се-верной оконечности Северной Земли к Земле Франца Иосифа.

Карское море
История исследования.
Первые сведения о Карском море появляются в литературе в связи с экспедициями по отысканию Северо-восточного прохода(см.) из Европы в Индию и Китай. Зап.-европ. корабли, впервые дошедшие до Югорского Шара, в 1556 застали в К. м. уже развитое русское судоходство.
Ни одна из экспедиций 16 и П вв. не проникла в Карское море далее Байдарацкой губы Наиболее интересное из этих плаваний было совершено в 1596 голландским капитаном В. Баренцом (см.), который достиг Ледяной гавани на вост. берегу Новой Земли. Первая русская экспедиция, пересекшая К. м. и достигшая р. Оби, состоялась в 1736 под начальством лейтенанта Малыгина и Скуратова. Основоположником океанографических исследований в К. м. является Э. Норденшельд (см.), который производил научные наблюдения в 1875, 1876, 1878. С этого времени Карское море посещалось и русскими и иностранными экспедициями, но исследования не носили систематического характера. Более полное представление о Карском море дали наблюдения последних лет, из них особое значение имеют советские экспедиции «Таймыра» в 1921 и 1932 и «Персея» в 1927, «Седова» в 1930, «Садко» в 1935.
Берега, заливы, проливы.
Западный берег Карского моря образован Новой Землей, очень приглуб и высок, в особенности в средней части острова; здесь в сушу врезаются уз-кие и глубокие заливы (фьорды), удобные для стоянки судов.
Берег острова Вайгача не высок, но очень приглуб. Южная часть К. м., вдающаяся в сушу Байдарацкой губой, имеет сравнительно низкий юго-зап. берег, все более и более понижающийся к Ю. Побережья Ямала, о-ва Белого, устьев Обской губы и Енисейского залива, берег Харитона Лаптева очень низменны и отмели. Мало исследованный зап. Берег Сев. Земли высок и горист. Наиболее крупными заливами К. м. являются Байдарацкая губа, Обский и Енисейский заливы, далеко врезывающиеся в сушу, заливы Пясинский, Таймырский и Толля на берегу Харитона Лаптева. Карское море сообщается с Баренцовым морем проливами Югорский Шар, Карские ворота, узким проливом Маточкин Шар, с морем Лаптевых—проливами Б. Вилькицкого, Шокальского и Красной армии. На С.-З. и С. Карское море соприкасается с Баренцовым м. и Полярным бассейном.
Климат Карского моря находится под влиянием циклонов, проникающих сюда из сев.-зап. части Атлантического океана и области высокого давления, возникающей в Сибири или в районе самого К. м. Осенью и зимой очень часты сильные штормы с резкими изменениями температуры; снежные бури нередки даже в июне. Лето короткое, туманное, снега выпадают даже в самый теплый месяц август; максимальное количество осадков выпадает летом, в виде снега. Отрицательные температуры воздуха наблюдаются в течение всего года; средняя температура воздуха в августе (Диксон) + 5,3°, колебания от + 19,8° до-3,2°. Зимой погода неустойчива и зависит от прохождения циклонов и антициклонов. При смене погод обычны сильнейшие штормы. Летом преобладают северные и северо-восточные ветры, сопровождаемые сильными туманами. Зимой—южные, значительно более сильные, чем летом.
Рельеф дна.
Карском море можно разделить на 3 района: западную часть—к 3. от линии сев. оконечность Новой Земли—о-в Белый, восточную—к В. от этой границы до Сев. Земли—и северную—склон от малых глубин вост. части к большим глубинам Полярного бассейна. В зап. части моря вдоль побережья Новой Земли тянется глубоководный жолоб с глубинами более 200 м, отделенный от больших глубин северной части поднятием дна ок. 76° 30′ с. ш.
В пределах желоба расположена замкнутая впадина в районе Маточкина Шара с глубинами более 500 м. Подобная впадина находится и у сев. оконечности Новой Земли. К С.-В. от о-ва Вайгача лежит глубокая Вайгачская впадина с глубиной более 300 м. Вдоль побережья Ямала расположена широкая зона малых глубин (менее 50 м), переходящая на С. в Обь-Енисейское мелководье. Пространство между Ямальским мелководьем и Новоземельским жёлобом занято плато с глубинами в 150—170 .и. Вост. часть К. м. мелководна,—широкая полоса малых глубин (50—80 м) охватывает побережье Азиатского материка.
В северной, сравнительно глубокой части Карского моря, на меридиане мыса Желания, тянется глубокий желоб с глубиной более 400 (до 500) м, подходящий почти вплотную к сев. берегу Новой Земли. К В. от него глубины уменьшаются к о-вам Уединения, Визе и Ушакова, переходя в мелководный восточный район. В северной его части к В. от центральной подводной гряды (тянущейся от берега X. Лаптева к С.-З. через район вышеназванных островов) существует второй глубоководный желоб, но с меньшими глубинами, чем упомянутый желоб в с.-з. части моря. Дно всей этой части моря является постепенным склоном к глубинам Полярного бассейна.
Гидрология.
Течения Карского моря слабо изучены; по имеющимся данным в зап. Его части существует замкнутый круговорот; опресненное течение, выходя из Обского и Енисейского заливов, распространяется веерообразно во все стороны, часть его под влиянием сев.-вост. ветров отклоняется к 3. и идет к Но-вой Земле, к-рой достигает между 74° и 76° с. ш. Здесь оно разделяется на 2 ветви. Южная ветвь—Новоземельское течение—идет вдоль берега до Карских ворот, где поворачивает к В., доходит до берега Ямала и далее направляется к северу.
Это Ямальское течение, минуя_о-в Белый, сливается с Обь-Енисейским, замыкая круговорот. В средней части моря, между Новой Землей и Ямалом, существует, повидимому, слабое движение вод к северу. С С.-З., огибая Новую Землю, в К. м. входит ветвь Сев. Атлантического течения, которая может быть обнаружена не каждый год. Это течение проникает в Карское море не далее 76° 30′ с. ш., где оно сталкивается с водами Обь-Енисейского течения, частично с ними смешивается, частично отжимается от берега, уходит в глубину и смешивается с глубинными водами.
Северная ветвь Обь-Енисейского течения частично смешивается с атлантическими водами, направляется к С. и С.-З. (течение «Седова») и проходит, повидимому, в 60—70 милях к северу от Новой Земли. Течения восточной части почти неизвестны. В гидрологическом режиме большое значение имеет огромное количество теплой и пресной воды, вливаемое pp. Обью и Енисеем. Эти речные воды благодаря своей малой плотности растекаются по поверхности почти всего Карского моря и создают слой воды толщиной в 10—20 м, резко отличающийся от глубинных, плотных вод.
Наиболее высокая поверхностная температура в 5—8° и низкая S (соденость) 7—10°/оо наблюдаются в районе Обь-Енисейского мелководья. В зоне Атлантического течения, у сев. оконечности Новой Земли, S повышается до 32—ЗЗ’/оо, температура колеблется в пределах от +0,5° до +1,0°. На В. сев. части, в пределах течений «Св. Анны» и «Эклипса», на поверхности также распространены теплые и опресненные Обь-Енисейские воды. В октябре, с уменьшением стока речных вод, происходит значительное понижение поверхностных температур и повышение S, и даже в зоне Обь-Енисейского течения темпера-тура не выше+1°—+2°, S—27—ЗО а/00. Зимой S на поверхности, вероятно, 34%о и темп, от —1,6° до —1,8°.
Продолжительные ветры, наличие льдов значительно изменяют эту картину распределения поверхностных гидрологических элементов.—Ниже 10—20-метрового слоя опресненных вод происходит резкое падение темп, и повышение S; на 50 м почти во всем К. м., за исключением прибрежных мелководий, наблюдаются отрицательные темп, и S более 34J/oo- Особенно холодные воды, темп, к-рых от — 1 , 6 ° д о — 1 , 7 5 ° и S—34,5—34,7°/„0, заполняют Новоземельский жолоб и глубокие впадины зап. части К. м. Наличие в К. м. поверхностного опресненного слоя летом препятствует возникновению вертикальных конвекционных токов и проникновению тепла в глубину, к зиме, наоборот, исчезновение этого слоя способствует проникновению в глубину зимнего охлаждения.
С началом льдообразования, вследствие вымерзания солей, S поверхностного, сильно охлажденного слоя значительно повышается (до 34°/0„), вода этого слоя становится тяжелее и опускается в глубину. Зимой вся толща вод Карского моря имеет темп., близкую к точке замерзания,—от—1,8° до—1,85° и S от 34J/oo Д° 35J/00. Глубинные воды вост. мелководной части К . м . даже летом против устьев Обского и Енисейского заливов также имеют темп, от-0,5° д о — 1 , 5 ° и S ок. 33—33,5J/03. К С. от Новой Земли, на глубинах от 150 до 300 м, •атлантические воды Полярного бассейна, имеющие томи, до +2° и S до 35°/оо. подходят почти к сев. берегу Новой Земли. Некоторое внедрение атлантических вод из Полярного бассейна наблюдается и в глубоководном желобе к 3.от Северной Земли.
Льды.
Лед начинает образовываться в октябре—начале ноября в первую очередь в заливах и на мелководьях вдоль берегов Ямала, о-ва Белого и берега X. Лаптева, где зимой устанавливается широкий береговой припай неподвижного льда. Сплошным льдом покрываются также проливы Сев. Земли, Маточкин Шар и Югорский Шар. Вне пределов мелководной береговой зоны лед всю зиму находится в постоянном движении, представляя собой отдельные льдины или обширные ледяные поля. Толщина ровных льдин достигает 2—3 м, во время сжатий, в особенности вблизи берегов, зачастую образуются торосистые нагромождения в 15—20 м толщиной, возвышающиеся над ур. м. на 3—5 м.
Таяние льдов начинается в июне, но полное исчезновение льдов—явление чрезвычайно редкое—может наступить только в сентябре. Нередко в К. м. даже и в летние месяцы в иных его районах остаются б. или м. значительные скопления льдов, затрудняющие иногда свободное плавание судов.
Грунт Карского моря
Грунт Карского моря разнообразен. Дно глубоких впадин покрыто преимущественно илом—коричневым, зеленым, синим. На больших глубинах вблизи Новой Земли нередко грунт каменистый. IIa глубинах менее 200 м грунты песчанистые, реже—каменистые. Обь-Енисейское мелководье и восточный район имеют песчанистые и илисто песчанистые грунты. В северной части почти исключительно ил.
Экономический очерк.
Карское море имеет большое транспортное значение и как дешевый водный путь, связывающий западные районы Сибири с Западной Европой (Карская операция), и как главнейший этап Северного морского пути (си,.). Еще в 16 в. русским поморам был хорошо известен морской путь из Поморья в Обскую губу, где в начале 17 в. на р. Таз был основан г. Мангазел (см.). Поморские промышленники и купцы завозили сюда муку, металлические изделия, одежду и т. п. в обмен на пушнину.
На ежегодные ярмарки в г. Мангазее русские привозили на несколько сот тысяч рублей различных товаров (сумма, для того времени, очень большая) и еще на большую сумму вывозили пушнины (соболя, бобры и песцы). Опасаясь, что в торговых сношениях с Мангазеей примут участие и иностранцы, не платя при этом пошлин, царь Михаил Федорович в 1616 запретил плавание из К. м. в Обскую губу. На Югорском Шаре и Ямальском волоке были построены специальные остроги, взимавшие с проходящих «кочей» пошлину. В результате, к концу 17 века плавания по Карскому морю в Западную Сибирь совершенно прекратились. В 60-х гг. 19 в. М. К. Сидоров, много изучавший Север России, вновь поставил перед рус. правительством вопрос об организации торгового морского пути в Сибирь по Карскому морю. Не встретив поддержки со стороны правительства, Сидоров обратился в Англию, а затем в Норвегию.
Здесь он вступил в сношения с известным норвежским исследователем Арктики А. Е. Норденшельдом, который в 1875 на парусном судне «Превен» сделал первый рейс из Тромзе (Норвегия) в устье р. Енисея. В 1876 Норденшельд на средства норвежского купца Оскара Диксон и сибирского купца А. М. Сибирякова вновь организовал плавание из Норвегии в устье р. Енисея на пароходе «Имер». Весь рейс из Тромзе до Гольчихи по р. Енисею и обратно продолжался 58 дней (с 28/VII до 24/IX), причем плавание из Тромзе до Гольчихи заняло лишь 20 дней. Эти плавания Норденшельда, а равно капитана Виггинса положили начало развитию торгового мореплавания по К. м. Благодаря льготам, установленным русским правительством в 1896, провоз кирпичного чая в Красноярск и Тобольск морским путем из Китая через Лондон, К. м. и pp. Обь и Енисей обходился дешевле, чем провоз его через Монголию.
В 1896—97 12 морских судов завозили в Сибирь по Карскому морю грузы для снабжения местного населения. Однако, это наносило ущерб интересам московских купцов и фабрикантов, по ходатайству к-рых льготы для завоза грузов в Сибирь Северным морским путем были значительно сокращены. В результате, торговое мореплавание по К. м. вновь почти совершенно прекратилось. Лишь в 1905, в связи с Русско-японской войной и перенапряженностью перевозок по Сибирской ж. д., русское правительство вновь вспомнило о возможности перевозки грузов в Сибирь по К. м. и отправило по р. Енисею на 22 судах свыше 18 тыс. m различных грузов. Затем снова торговое мореплавание замирает, встречая противодействие со стороны царского правительства и московского торгового капитала.
Лишь Великая Октябрьская пролетарская революция, освободившая народы России от ига капитала, открыла неограниченные возможности развитию производительных сил Сибири.
Разительным доказательством этого является развитие Карских операций, приобревших на основе огромных достижений в деле освоения Северного морского пути (см.) регулярный характер и более крупные размеры. Создание радиосети, постройка маяков, издание хороших карт и лоций К. м., постройка ряда мощных ледоколов и т. д.—все это обеспечивает безопасное плавание в Арктике и более продолжительный навигационный период—с 15—18/VII по ноябрь против прежнего периода плавания с 31/VIII по 15/Х. Развитие Карских экспедиций в последние 10 лет видно из след. таблицы:
В1936 Карская операция проводилась 30 иностранными судами и 3 советскими; они вывезли за границу (преимущ. в Англию) 45 тыс. стандартов высококачественных пиломатериалов и завезли из Шпицбергена и Мурманска для о-ва Диксона и для Игарки 37 тыс. m разных грузов. Карские операции имеют большое значе-ние для хозяйственного развития дальнего Севера, Урала и Сибири, т. к. они связывают его дешевым водным путем с мировым рынком.
На Енисее возник крупный промышленный центр и порт—г. Игарка (см.), где построены 3 лесопильных завода; в 1936 здесь закончена постройка семи причалов длиной в 715 м. Это дает возможность одновременной погрузки 8 крупных пароходов с берега и 3—4 пароходов на рейде. Экспортные грузы, предназначенные к вывозу по K.M., доставляются к отправным пунктам: в Омск—для грузов, идущих по Иртышу, в Новосибирск и Могочин—по Оби, в Красноярск—по Енисею, откуда речными судами доставляются в Новый порт в Обской губе и порт Игарка на р. Енисее, где происходит перегрузка с речных судов на морские и обратно.
Морские суда проводятся через Карское море ледоколами («Ермак», «Ленин», «Малыгин»), прокладывающими путь судам через льды. Для разведки льдов применяются самолеты. Служба связи, метеорологические наблюдения и наблюдения за состоянием льдов на море производятся полярными радиостанциями в след. пунктах: мыс Желания, Маточкин Шар, о-в Вайгач, Югорский Шар, Маре-Сале, о-в Белый, Новый Порт, о-в Диксон и Игарка. Расстояние между Лондоном и Новым портом на Оби морские суда проходят в 16 суток, до Игарки—18 суток. Основная масса грузов проходит через Игарский порт.
Перспективы К. м. не исчерпываются лесо-экспортными операциями. Минимальные подсчеты подтверждают возможность (и рентабельность) вывоза из Зап. Сибири по р. Оби и далее по К. м. в Архангельск, Ленинград и на внешний рынок не менее 400 тыс. m пшеницы в год. Вывоз зап.-сибирского хлеба за границу и в Мурманск по К. м. обойдется дешевле, чем по ж. д. Кроме леса и хлеба, довольно большую роль в карском морском грузообороте будут играть полезные ископаемые севера Сибири, в первую очередь—норильские полиметаллы и курейский графит. В 1935 у Норильского озера (в Красноярском крае) на базе богатых месторождений полиметаллов (медь, никель и платина) и каменного угля начато строительство Норильского комбината, продукция крого пойдет на 3. по К. м. Курейский графитовый рудник и Игарская графитовая фабрика, которые находятся пока (1937) на консервации и которые намечается пустить в 1938—39, также получают выход на рынок для своей продукции че-рез К. м.
Обслуживающие карские перевозки морские суда в основном должны будут еще долго базироваться на западных морских портах СССР, в частности, Мурманском и Ленинградском.
Для загрузки карских судов в прямом направлении смогут быть использованы и хибинские апатиты для завоза их в районы Западно-Сибирского края, Омской области и Красноярского края. К концу третьего пятилетия общий объем карских морских перевозок сможет, по самым скромным подсчетам, достичь 500—600 тыс. т. Промысловое значение К.м. пока (1937) невелико, хотя его промысловые ресурсы весьма значительны. В летний период сюда из Баренцова моря в больших количествах заходит белуха, концентрирующаяся в Обской губе и в районе о-ва Диксона.
Однако, слабая заселенность побережья, с одной стороны, и не изученность путей и периодов миграции белухи, с другой,—приводят к тому, что добыча этого весьма ценного морского зверя, дающего жир, кожевенный товар хорошего ременного сорта и съедобное мясо, пригодное для консервов, крайне незначительна. В наст, время (1937) над изучением условий белушьего промысла работает ряд промыслово-биологических экспедиций. То же относится и к промыслу моржа, который развит в районе Ямала, а также у Северной Земли. Гораздо большее значение имеют рыбные промыслы в районе Карского моря. Бухты, заливы и низовья рек, впадающих в море, обладают громаднейшими запасами ценных сиговых пород рыб—омуль, муксун, нельма и др.
Наибольшего развития достигли рыбные промыслы в Обской губе, в Енисейском заливе и в низовьях реки Енисея; несколько меньший объем имеют рыбные промыслы в заливе Гыдояма, в р. Пясине, а равно в устьях Новоземельских рек, впадающих в К. м. Добыча рыбы в районе море, не превышавшая в дореволюционный период 50 т. ц, в 1936 превысила 143 тыс. ц; дальнейшее развитие рыбных промыслов в районе Карского моря тормозится отсутствием рыбопромыслового флота, механизированных орудий лова и базы по обработке и транспортировке добываемого сырца. На pp. Оби и Енисее работают 2 созданных уже после Великой Октябрьской пролетарской революции консервных завода, общая продукция которых в 1936 составила 2 млн. условных банок. Помимо зверобойного и рыбного промыслов в районе К. м. небольшое значение имеет еще и промысел белого медведя, добываемого попутно во время зверобойного промысла и на зимовках.


