Золотая орда (часть Джучиова улуса), феодальное объединение, существовавшее в13—16 вв. Возникла в результате «монгольского нашествия» и сначала являлась улусом Монгольской империи, а потом получила самостоятельность.

Золотая орда
«Золотая Орда»—термин рус. летописей, происхождение к-рого недостаточно выяснено. Придворные историки монголов связывают начало Золотой орды с преданием о распределении Чингиз-ханом всех подчиненных ему стран на уделы («улусы») между сыновьями; старшему сыну Джучи достался при этом обширнейший улус к 3. от Иртыша до того места, «куда наступит копыто монгольского коня». В улус Джучи входили Хорезм, Прикаспийские области, Крым, часть Кавказа и значительная часть Руси.
«Монголы, опустошавшие Россию, действовали сообразно их способу производства. Для скотоводства большие необитаемые пространства являются главным условием» (К. Маркс , К критике политической экономии). «Батыево нашествие» и было организованным захватом скотоводческих территорий, совершенным тогдашней Монгольской империей по решению монгольской аристократии на курултае 12 1235. Эта захватническая политика имела свой идеологический покров—идею всемирного господства, связанную с рядом религиозных моментов. Характерна надпись на печати Чингиз-хана; «Бог на небе, а хан—могущество божье на земле. Печать владыки человечества».
Поход Батыя начался
- в 1236; первые успехи монголов связаны с захватом г. Булгар и ряда русских городов—Рязани, Владимира и др.
- В 1237 был разгромлен Киев.
- В 1241—42 военные действия происходили в Польше, Венгрии, Далмации, Болгарии;
- в 1243, после смерти «великого» хана, монгольская армия вернулась в Поволжье, прекратив дальнейший поход на 3.
1243 год можно считать началом Золотой орды, где правителем остался Батый. Киргизская степь, доставшаяся; в удел брату Батыя, хану Орда-Ичен, носила в рус. летописях название Синей Орды (мусульманские писатели именуют ее Белой). В период наивысшего могущества, а именно от конца 13 до конца 14 веков, в состав Золотой Орды входили разнообразнейшие в хозяйственном и этническом отношениях страны:
1) страны с основной земледельческой культурой, например Хорезм, Черноморское побережье с его древнейшей культурой и разноплеменным населением (греки, половцы, остатки переселенцев-сельджуков, караимы и др.); Волжско-Камска я Булгария с древнейшими торговыми городами и ремесленными центрами (Биляр, Булгар, Кашан, Сувар и др.), вокруг к-рых развивалось земледелие и садоводство; Нижнее Поволжье с остатками нек-рых хазарских городов;
2) огромные пространства степной полосы с кочевыми и полукочевыми тюрко -язычиыми племенами, среди которых ко времени нашествия находились половцы (кумапы или кипчаки);
3) страны с полу земледельческими народами финского происхождения

4) области со славянским населением, находившиеся на феодальной стадии развития (Киевская, Суздальская Русь). Не был однороден и этнический состав завоевателей: хотя основное ядро войск состояло из монголов, но к ним примешивалось большое количество других народов— тюрко-язычных, кавказских и других.
После окончания общего похода часть монгольских воинов вернулась в Азию, и основным населением центров остались кипчаки (половцы). Господствующие элементы монголов быстро смешались с ними. Ценно свидетельство египетского писателя 14 в. Эломари об этническом составе Золотой Орды: «В древности это государство было страною кипчаков, но когда ими завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они точно стали кипчаками, как будто они одного с ними рода». Отсюда понятно, почему восточные источники называют Золотой Орды Кипчакской Ордой.
Хозяйственная структура Золотой Орды была довольно сложной. В центре государства господствующей формой было скотоводство и связанный с ним кочевой и полукочевой быт. Ile только подданные, но и сами ханы кочевали большую часть года. Плано Карпини нашел весной 1246 Батыя кочующим в пределах «земли Куманской» и живущим в шатрах. Араб Эдзехби (ум. 1348—49) пишет про хана Золотой Орды Берке (1256— Ш6), что он кочует со всем войском и двором и что «они мечети свои, состоящие из шатров, возят с собой». Наряду со скотоводством немалую роль в жизни коренных золотоордынцев играла также и охота.
Но хозяйство их уже знало торговлю: продукты скотоводства в некоторых местах во время хана Узбека (1313—42) сделались товарами. По словам Ибн Батуты, в 14 в. кипчаки большое количество лошадей отправляли в Индию. Еще более развилась торговля скотом во второй половине 15 в. Барбаро пишет: «Люди, торгующие лошадьми, покупают их во множестве у татар и потом отводят на продажу в другие страны. Перед отъездом моим из Орды отправился целый караван в Персию, в коем было до 40.000 лошадей». Другие виды скота также экспортировались. По словам того же писателя, золотоордынскими быками снабжали «большую часть ваших итальянских боен».
Большое количество верблюдов продавалось в Персию. Заметим, что еще при Чингизе в Монголии среди вождей племен и ханов был развит обмен, даже денежный. «Кочевые народы первые развивают у себя денежную форму, т. к. все их имущество находится в подвижной, следовательно непосредственно отчуждаемой форме и т. к. образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктами» (К. Маркс , Капитал, т. I, гл. II).
Техника земледелия была примитивна, хотя археологии, раскопки и нек-рые др. источники указывают, что существовало земледелие и садоводство с применением искусственного орошения. Золотоордынские ярлыки показывают, что существовала и феодальная эксплуатация земледельческого населения: мы встречаем в них указание на такие феодальные повинности, как амбарные пошлины, ясак за гумно, особый ясак за виноградники, налоги с арыков и пр. В Золотой Орде позднее было также развито ремесло. «При Орде,—говорит Барбаро,—всякое время неотлучно находятся сукновалы, кузнецы, оружейники и всякого рода мастеровые». Среди них могли быть и рабы.
Старый Сарай,
где найдены остатки металлических, стеклянных и гончарных мастерских, был центром ремесл. Имелся также ряд городов, служивших для татар «кышлагами»-зимовками и административными центрами. Баллод предполагает, что техника в этих городах была довольно высока:
- существовали водопроводные сети,
- оригинальное искусственное укрепление берегов от сыпучих песков;
- повидимому золотоордынцы стремились использовать воды для технических целей, так как среди развалин была найдена половинка железного приводного колеса весом в 160 яг;
- существовала оригинальная система отопления домов (посредством проложенных снизу труб).
- Существовала также довольно высокая техника и в области военной. «Золотоордынцы усвоили себе всю военную технику их времени… они употребляли, между прочим, греческий огонь, который, кажется, несколько усовершенствовали».
Наличие торговых отношений и довольно’ высокой техники в городах не меняет однако общей характеристики социального строя Золотой Орды как феодального по существу. Во главе Золотой Орды, стояла монгольская феодальная аристократия— «белая кость», во имя интересов к-рой и произошло завоевание значительных степных пространств, необходимых для ее огромнейших стад. Очевидно эта аристократия была вовлечена в торговый водоворот, что не уничтожало, однако ее феодальной сути. Правительство представляло собою диктатуру феодальной аристократии. Эннувейри пишет, что самый могущественный хан, Узбек, предпринимал решения лишь с санкции эмиров-беков. Съезд последних — курултай—санкционировал вступление на престол ханов, а диктатура их осуществлялась посредством «Высокого дивана», где заседали представители знати.
Лица «белой кости» имели свою иерархию: итальянские документы по существу правильно называли этих феодалов «баронами», «рыцарями», применяя терминологию феодальной Европы. Существовал вассалитет и сеньорат. Источники указывают на существование ряда чиновников, которые также назначались из «белой кости». Несмотря на существование в эпоху могущества Золотой Орды сильной центральной ханской власти, страна была разделена на отдельные вассальные бекства—улусы, которыми управляли беки (улус-беки) в качестве самостоятельных ханов. Известно существование в Золотой Орде крупных земельных владений, приносивших в год до 200.000 динаров дохода.
В орбиту этих феодальных отношений и были втянуты Киевская и Суздальская Русь, оказавшиеся в роли одного из улусов, вассальных единиц Золотой Орды. Этим вассальным отношениям и придан дворянско-буржуазной историографией характер пресловутого «татарского ига». Фактически же сеньоральное господство Золотой Орды было по существу не «хуже» и не «лучше» любого феодального владычества в покоренной стране. В процессе укрепления феодального господства Золотой Орды над Русью рус. князья стали вассалами татарского хана, обязаны были платить ему дань, ездить к его двору в Золотой Орды и получали ярлык на княжение лишь с соизволения хана. Пока Золотая Орда сохраняла зависимостьот Монголии, русские князья ездили и туда ко двор у великого хана.
Дань, платимая Русью, носила название «ордынского выхода»; наблюдали за ее сбором татарские наместники-баскаки; в дальнейшем сбор «выхода» сосредоточился в рука х русских князей, передававших собранное в Золотую Орду. Рассказы о «дикости» и «примитивной» культуре татар относятся к области созданных дворянско-буржуазной историографией легенд. Культурное влияние Золотой Орды на Русь несомненно, как и обратное влияние Руси на Золотую Орду. Социальное расслоение Золотой Орды достигало значительной степени. Характерны в этом отношении также и археологические данные, касающиеся напр. золотоордынских городов: роскошные палаты аристократов резко отличаются от убогих жилищ бедняков, обычно расположенных на окраинах .
Вопрос о массовом движении в истории Золотой Орды совершенно не исследован. Можно указать лишь на два момента значительного подъема движения—в начале и во второй половине 14 века, связанные с протестом масс против феодального гнета. Идеологическая жизнь Золотой Орды также носит печать отчетливого социального расслоения и феодальной эксплуатации. Перед «монгольским нашествием» в юж. степях Вост. Европы и Поволжья среди народных масс существовали три религии:
- шаманизм,
- ислам и
- христианство.
Шаманизм был главным образом религией деревни и кочевьев, ислам и христианство—религиями аристократии и городов. После «монгольского нашествия», во время хана Берке, ислам стал религией господствующего феодального класса Золотой Орды. С исламом распространилась и культура арабов. «Сарай сделался, — пишет Ибн Арабшах, — сосредоточием и родником благостей, в короткое время в нем набралась добрая доля ученых знаменитостей». В источниках сохранилось множество имен мусульманских ученых-факихов, преподававших в медрессе Золотой Орды; сильно распространился суфизм (см.), приверженцами к-рого были даже нек-рые ханы.
Феодальный класс
и его идеологи создали литературный язык , на к-ром писались ярлыки и нек-рые поэтические произведения. Язык Чингиза и его уложения—Ясы (т. е. монгольский)—скоро был -вытеснен этим новым языком. Уйгурский шрифт, введенный в монгольскую канцелярию уйгурами при Чингизе, в конце 14 века был вытеснен арабским шрифтом. Итальянцы, связанные с Золотой Ордой торговыми отношениями, старались внедрить латинский шрифт, несколько приноровив его к условиям кипчакско-тюркского языка («Codex cumanicus»). Причины упадка Золотой Орды еще недостаточно исследованы.
Несомненно, что внутреннее разложение феодальных отношений, связанное с жестокой эксплуатацией мелкого производителя в условиях основного скотоводческого х-в а и слабо спаянного гос. организма, сыграло важнейшую роль так же, как и непрерывные «смуты», к-рые происходили в Орде в последнее время ее существования. К этому приходится прибавить завоевание турками сначала Дарданелл, а потом Босфора, к-рое пагубно повлияло на генуэзскую и венецианскую торговлю и способствовало передвижке торговых путей. Сыграло свою роль и возвышение Московского княжества. Золотая Орда продолжала существовать еще долго после Куликовской битвы (1380) и даже после разгрома Сарая при Иване III, но разложение ее шло все быстрее. Окончательный удар был нанесен Золотой Орде союзником Москвы, крымским ханом Монгли-Гиреем в 1502.


